онлайн-центр иностранных языков Мультиглот



Это интересно

Кольчатые черви

Тема. Кольчатые черви.

Автор: Гомулина Н.Н.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока:

  • Закрепить и обобщить знания об особенностях самых простых трехслойных животных с двусторонней симметрией тела, добиться более глубокого осмысления учебного материала.

  • Развивать умения составлять характеристику типа, доказывать приспособленность организмов к среде обитания.

  • Формировать навыки использования интерактивных объектов в качестве учебного материала, извлечения информации из интерактивных моделей и схем.

Основные понятия. Кольчатые черви. Партеногенез. Нефридии. Параподии. Мезодерма.

Мировоззренческий и развивающий аспекты урока. Развивать навыки научного мышления учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы, использовать мультимедийные объекты в качестве учебного материала.

Использование новых информационных технологий. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер; диск «Открытая Коллекция. Биология: животные, 7 класс»(Windows, Linux).

План урока.

Этапы урока

Время, мин.

Приемы и методы

I. Организационный момент.

2-3

Беседа учителя

II. Мотивация учебной проблемы и актуализация опорных знаний

5-7

Беседа с элементами оценивания

III. Обобщение представлений о кольчатых червях, работа с интерактивными моделями

12-15

Беседа учителя

IV. Обобщение знаний. Выполнение тестовых заданий

20-25

Ответы учащихся у доски

V. Итог урока. Домашнее задание

2-3

Запись на доске

I. Организационный момент.

Объяснение цели и структуры занятия, места урока в теме, форм деятельности учащихся на уроке.

II. Мотивация учебной проблемы и актуализация опорных знаний.

Вопросы к учащимся:

  1. Назовите основные классы кольчатых червей. (Кольчатые черви делятся на три основных класса: многощетинковые, малощетинковые и пиявки).

  2. Охарактеризуйте полость тела кольчатых червей.

  3. Какие особенности характерны именно для кольчатых червей?

  4. Охарактеризуйте особенности дождевых червей, пользуясь рисунком.

Строение дождевого червя.

III. Обобщение представлений о кольчатых червях, работа с интерактивными моделями

Работа с интерактивной доской (также возможно использование планшета).

  1. Систематика кольчатых червей. Пользуясь маркером, выделить основные моменты – наиболее многочисленные систематические группы, рассматриваемые в курсе. Обратите внимание, что в режиме маркера неактивны всплывающие подсказки, и ученику предстоит выделить систематические группы полностью по памяти.

Систематика кольчатых червей

После успешного выполнения задания режим редактирования (Маркер) отключается и модель переводится (с помощью выпадающего списка) из режима перемещения по филогенетическому дереву в режим просмотра описаний. Последовательно, начиная с самого верхнего уровня филогенетического дерева, даются (учениками) описания отдельных групп, которые потом сравниваются с приведенными в модели, учитель выделяет наиболее существенные черты описываемой систематической группы, отмеченные (или не отмеченные) в ответе учащихся; это позволяет сделать оценивание ответов максимально наглядным и обоснованным.

Дополнить работу по систематике и многообразию кольчатых червей можно с помощью интерактивных иллюстраций «Многощетинковые черви», «Пиявки», «Малощетинковые черви». Например, на филогенетическом дереве класс Многощетинковые черви делится на подклассы Сидячие и Бродячие. Хотя этот материал не описывается в учебнике, с помощью интерактивной иллюстрации «Многощетинковые черви» ученики могут выполнить эту задачу (почувствовав себя в известной мере Линнеями).

Многощетинковые черви 

  1. Работа с моделью «Выращивание дождевых червей». К интерактивной доске вызываются (или работают с места, с использованием интерактивного планшета) учащиеся, которым ставится задача на модели вырастить дождевых червей. Задача сложная, многоступенчатая, которая может быть решена только при ознакомлении с жизненным циклом дождевых червей.

Модель «Выращивание дождевых червей».

Модель «Выращивание дождевых червей», составление наполнителя.

IV. Обобщение знаний. Решение тестовых заданий

Подобраны разнообразные тестовые задания. Рекомендуется вызывать учащихся к доске (также возможно использование планшета) и подробно обсуждать решения.

Тестовое задание «Поясок у кольчатых червей»

Тестовое задание «Зоб дождевого червя»

Тестовое задание «Формирование органов кольчатых червей из мезодермы»

Тестовое задание «Классификация кольчатых червей»

Тестовое задание «Круглые и кольчатые черви»

V. Итог урока. Домашнее задание.

Комментарии учителя по общему ходу урока, работе отдельных учащихся. Домашнее задание на повторение строения кольчатых червей (для актуализации материала перед изучением членистоногих).