Особенности экзаменационного сочинения

7 декабря 2016 года ученикам 11 класса предстоит писать экзаменационное  сочинение, которое является одним из этапов допуска к сдаче Единого Государственного Экзамена.

Для допуска к ЕГЭ выпускникам школ необходимо будет написать сочинение наодну из предложенных тем. Темы или вернее тематические направления уже опубликованы портале Федерального института педагогических измерений. Там же размещены Рекомендации по подготовке к сочинению и перечень документов, которые вместе с заявлением на участие в сочинении (изложении) необходимо предоставить. Комментарии содержат поясняющие особенности открытых тематических направлений сочинений, утвержденных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах на этот учебный год. Всю неоходимую информацию каждый может найти на сайте органов управления образованием, Федерального института педагогических измерений и на портале ЕГЭ.

Писать сочинение будут в школах.

Оценка - зачёт/незачёт.

Проверка итоговых сочинений должна завершиться не позднее, чем через неделю после написания работ. Пересдать сочинение в случае получения «незачета» можно будет 1 февраля и 3 мая 2017 года.
 
Публикуются лишь общие тематические направления.

Требования к сочинению:

  • объём  не менее 350 количество слов  
  • соответствие теме
  • особенности формулирования темы
  • соблюдение критериев написания
  •  
5 тем для сочинения:
 
1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
 
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
 
2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
 
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
 
3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
 
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
 
4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
 
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
 
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
 
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или, наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду. 


Каждый комплект тем сопровождается следующей инструкцией для выпускников:


1.  Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объем не менее 350 слов).

2.  Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

3.  Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарем).

4.  Сочинение пишите четко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.