Электронная система непрерывного мониторинга учебных достижений при подготовке к ЕГЭ

Гомулина Наталия Николаевна,

кандидат педагогических наук

МИОО кафедра физики

 

Аннотация

В статье раскрыты современные возможности электронной системы непрерывного мониторинга учебных достижений при подготовке к ЕГЭ. Дистанционная подготовка к ЕГЭ осуществляется с постоянным контролем индивидуального рейтинга, составлением индивидуального плана обучения. Обеспечение индивидуальной образовательной траектории поддерживается возможностью диалогов с экспертом и индивидуальным виртуальным учителем.

 

Основная задача единого государственного экзамена –  оценить подготовку  выпускников общеобразовательных учреждений с целью государственной (итоговой) аттестации и отбора выпускников для поступления в высшие учебные заведения. ЕГЭ позволяет установить уровень освоения участниками экзамена федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, а также эффективно дифференцировать абитуриентов в соответствии с их уровнем подготовки по предмету.

Одна из целей создания сайта по дистанционной подготовке к ЕГЭ – организовать современную подготовку, используя современные возможности дистанционного обучения, осуществляя обратную связь. Сайт  «College.ru. Подготовка к ЕГЭ» является современной системой дистанционной подготовки учащихся к итоговой аттестации и планомерного обучения, которая помогает в подготовке к ЕГЭ учащимся различных регионов страны, направлена на личностно ориентированное обучение, диагностику способностей и компетенций. Сайт позволяет оценить как усвоение основных содержательных линий всех разделов школьного курса, так и сформированность  различных видов деятельности.

ФГУ «Федеральный центр тестирования» совместно с группой компаний КОМПЕТЕНТУМ в 2011 г. проводит апробацию новой электронной системы непрерывного мониторинга учебных достижений учащихся общеобразовательных учреждений. Система предлагает к использованию контрольно-измерительные материалы, разработанные по спецификации 2011 года и предоставляет следующие технологические возможности:

  1. Общеобразовательным учреждениям система позволит организовать дистанционную подготовку и тестирование учащихся 11-х классов в формате ЕГЭ, следить за эффективностью обучения в разных классах, по разным предметам, у разных преподавателей, определять уровень подготовки к ЕГЭ, на основе статистических данных в разрезе классов и отдельных учащихся.
  2. Учителям – автоматизировать процесс подготовки к ЕГЭ, проверку ответов на задания групп А и В, вычисление первичны и тестовых баллов, получение разнообразной статистической информации.
  3. Система формирует разнообразные статистические отчеты (по одному ребенку, группе учащихся, классу, школе; текущие, в динамике за год; по предмету в целом, по темам).
  4. Органы управления образованием смогут проводить пробные тестирования в форме ЕГЭ онлайн и формировать статистические отчеты по учебным заведениям, зарегистрированным в системе (среднее число тестирований; время, проведенное на сайте; средние по школе/муниципалитету баллы за последнюю попытку тестирования; динамика среднего балла по предмету в школах/муниципалитетах; сводные средние результаты по всем предметам по всем школам/муниципалитетам).
  5. По желанию образовательного учреждения формируется раздел сайта в форме college.ru/magadan-23, осуществляется особая настройка дизайна.
  6. По желанию региона формируется раздел сайта в форме  college.ru/yugra, осуществляется особая настройка дизайна.

Почему данный сайт – это не только просто тестирование, а планомерное обучение? Каждому учащемуся доступны материалы по предметам в виде электронных учебников, иллюстрированных конспектов, а также тематических плакатов, обобщающих крупную учебную тему. Каждому учащемуся составляется индивидуальный план обучения после прохождения экспресс-ЕГЭ по предмету. После этого становятся доступными различные функциональные возможности сайта: тренировочные тесты, ЕГЭ в режиме экзамена, конспекты, учебные плакаты,  журнал успеваемости, рейтинги, индивидуальный план обучения, вопросы эксперту.

План обучения представляет собой тематический список учебных материалов по предмету. Он формируется после прохождения очередного теста и соответственно изменяется после прохождения очередных учебных тем и сдачи соответствующих заданий.

Для этого учащийся  нажимает  кнопку «Обновить план обучения». По каждой теме учащийся может увидеть один из двух вариантов:

  • список учебных материалов (иллюстрированных конспектов, параграфов школьных учебников, учебных плакатов и т. п.) – если им допущена ошибка в тестовых заданиях по этой теме;
  • сообщение «Уровень знаний по данной теме достаточный для получения выбранной вами оценки на экзамене» – если учащимся решены все или почти все задания теста по данной теме правильно.

Каждый учащийся имеет доступ в электронный журнал успеваемости, в котором регистрируются  прохождения тестов и работа с учебными материалами, по темам, по группам заданий.

         Сайт помогает выявлять динамику компетенций  учащихся в определенных темах, балл конкретного учащегося сравнивается со средним, и со средним по региону, помогает накапливать и обобщать статистику мониторинга учебной деятельности по различным предметам. Рейтинг учащегося определяется:

  • Рейтинг по предмету отражает долю пользователей, чей первичный балл за последнюю попытку тестирования по этому предмету ниже данного учащегося.

Автоматически подсчитываются рейтинги:

  • Сравнение баллов учащегося со средним (рис.1).
  • Динамика набранных баллов (рис.2).

Рисунок 1.  Сравнение баллов  учащегося со средним и минимальным баллами

 

По особому логину и паролю родители учащегося смогут узнать информацию о подготовке своего ребенка к ЕГЭ и сравнить его успехи со средними оценками других учащихся. Для родителей доступна информация:

  • Сколько времени ребенок провел на сайте.
  • На какую оценку (балл) он решил тот или иной тест.
  • В каких заданиях ошибся.
  • Что нужно повторить, какие школьные учебники можно для этого использовать.
  • Как растёт уровень знаний. 
  • Как  результаты ребенка соотносятся с общей статистикой.

 

 

Рисунок 2. Динамика тестового балла

По особому логину и паролю учителя, администрация школ, которые заключают коллективные договора о сотрудничестве, могут получать информацию об мониторинге знаний учащихся, видеть баллы, которые они получают на тренировочном и экзаменационном тестировании на сайте, проверять задания группы C у  учащихся, отвечать on-line на их вопросы (рис.3).

Рисунок 3. Сводная статистика

 

Обеспечение индивидуальной образовательной траектории поддерживается возможностью диалогов с экспертом и индивидуальным виртуальным учителем.

Если рассмотреть возможности данного сайта применительно к подготовке к ЕГЭ по физике, то имеет смысл, прежде всего, рассмотреть качество предложенных тестовых заданий. Современные контрольно-измерительные материалы (КИМ) по физике проверяют умение применять теоретические знания на практике, что соответствует действующим образовательным стандартам, построенным на основе деятельностного подхода в обучении. Очень часто в школах обучение идёт на репродуктивном уровне, что приводит к формальному применению ряда выученных законов и формул без их осмысления и анализа. Процент же репродуктивных заданий в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ невелик, невелик он и на сайте. Большинство заданий проверяют понимание учащимся смысла физических понятий и физических законов, умение работать с информацией, представленной в разных видах, устанавливать причинно-следственные связи и функциональные зависимости между физическими величинами. Практически все тестовые задания параметризованы, поэтому это исключает возможность запоминания месторасположения верных ответов. Именно поэтому роль сайта «COLLEGE.RU. Подготовка к ЕГЭ»  в подготовке к ЕГЭ возрастает и может оказать реальную помощь в подготовке.

Чем данный сайт администрации школ может помочь при организации координированного тестирования учащихся?

  • Создать систему (единую программу) подготовки к сдаче экзаменов.
  • Грамотно распределить учебное время в рамках учебного плана, максимально использовать потенциал элективных курсов, системы внеурочной работы по предметам.
  • Осуществлять контроль за целевым использованием учебных часов, предусмотренных учебным планом ОУ.
  • Осуществлять независимый аудит преподавания предметов в школе.
  • Осуществить мотивацию работы учителей по подготовке к ЕГЭ.
  • Обучать технологии сдачи ЕГЭ в тестовой форме.
  • Увеличить долю самостоятельной работы учащихся, при этом контролировать данную работу через электронный журнал.

Таким образом, данный сайт подготовки к ЕГЭ – современный вид дистанционного обучения учащихся с организацией не только мониторинга знаний, но и системы обратной связи.