Информатика. Архивация данных.
Автор: Масленникова О. Н., Андреева Е. И.
Цели урока
- Изучить проблемы, возникающие при хранении и передаче информации.
- Ознакомиться с классификацией и принципами работы архиваторов.
- Научиться пользоваться различными архиваторами.
- Научиться конспектировать необходимый лекционный материал.
Оборудование
Доска, компьютер, мультимедийный проектор, диск «Интерактивный учебник. Информатика», УМК Н. Угриновича «Информатика и информационные технологии. 10–11 классы».
План урока
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала. Лекция.
- Опрос с целью оценки усвоения материала.
- Практическая работа.
- Подведение итогов.
Ход урока
Учитель обозначает проблему, с которой связана необходимость архивации данных. В ходе рассказа задает вопросы учащимся: об известных им носителях информации, их информационных объемах, говорит об информационной революции, тем самым обозначая проблему хранения информации. Можно вместе с классом обозначить возможные пути решения проблемы: разработка новых носителей информации, алгоритмов сжатия, хранения, передачи информации. Рассматриваются более подробно эти вопросы и рассказывается о файловых архиваторах и компрессорах, степени сжатия информации. Рассказ учителя сопровождается подготовленными им информационными слайдами, на основании которых учащиеся составляют опорный конспект.
В качестве домашнего задания учащиеся должны дополнить свои конспекты информационными блоками мультимедийного издания «Открытая информация», подготовить на их основе информационные слайды.
Второй вариант работы с информационными объектами диска – распечатать информацию, раздать группам учащихся и попросить их дополнить выступление учителя.
Краткое тестирование усвоенный знаний проводится по материалам тестовых модулей диска:
Практическая работа
Учащиеся изучают приемы работы с архиваторами, создают архивы, распаковывают. Учащиеся должны определить степень сжатия различными архиваторами разных типов файлов, освоить основные приемы работы с программами. Отчет о работе выполняется в виде таблиц:
1. Сравните процент сжатия файлов архиваторами ZIP, RAR и 7-Zip:
|
Размер файла до сжатия, кб
|
Процент сжатия файла программой-архиватором
|
ZIP
|
RAR
|
7-Zip
|
Текстовый документ MS Word (*.doc)
|
|
|
|
|
Графический файл *.bmp
|
|
|
|
|
2. Сравните эффективность сжатия файлов архиватором RAR:
Тип файла
|
Размер файла до архивации, кб
|
Размер файла после архивации, кб
|
Текстовый документ MS Word (*.doc)
|
|
|
Текстовый файл Adobe Acrobat (*.pdf)
|
|
|
Электронная таблица MS Excel (*.xls)
|
|
|
Презентация MS PowerPoint (*.ppt)
|
|
|
Графический файл *.bmp
|
|
|
Графический файл *.jpg
|
|
|
Аудиофайл *.mp3
|
|
|
Видеофайл *.avi
|
|
|
Итоги урока
Совместно с учащимися заполняется сравнительная таблица по работе различных архиваторов.
Формулируется домашнее задание: знать теоретический материал, изученный на уроке, дополнить конспект материалами «Открытой информатики», отработать навыки работы с различными архиваторами.