Информатика. Представление числовой информации с помощью систем счисления
Тема. Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Автор: Гомулина Н.Н.
Тип урока. Комбинированный урок.
Цель урока:
- cформировать у учащихся понимание систем счисления;
- cформировать у учащихся представление о переводе чисел в десятичную систему счисления, в двоичную систему счисления, восьмеричную систему счисления, в шестнадцатеричную систему счисления;
- cформировать у учащихся понятие о представлении чисел в компьютере.
Основные понятия. Система счисления.
Мировоззренческий аспект урока. Развивать навыки логического мышления учащихся и научный подход к изучению информации.
Оборудование
- интерактивная доска;
- компьютер;
- диск «Открытая Коллекция. Информатика: модели и процессы, 9−11 классы»(Windows, Linux);
- УМК Н.Угриновича «Информатика и информационные технологии. 10–11 классы». М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
План урока
Этапы урока |
Время, мин. |
Приемы и методы |
I. Этап актуализации знаний. Мотивация учебной проблемы |
3 |
Беседа учителя |
II. Изложение нового материала. Формирование у учащихся представления о системах счисления |
12 |
Объяснение учителя |
III. Работа с интерактивными моделями |
15 |
Работа учащихся у интерактивной доски |
IV. Первичная проверка усвоения знаний. Рефлексия |
15 |
Работа с тестовыми заданиями, проектируемыми на доску |
V. Домашнее задание |
1 |
Запись на доске |
I. Этап актуализации знаний. Мотивация учебной проблемы
Числа записываются с использованием особых знаковых систем, которые называются цифрами.
Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
II. Изложение нового материала. Формирование у учащихся представления о системах счисления
Хорошо подобранные в коллекции иллюстрации помогут дать представления о различных системах счисления.
В двоичной системе счисления основание равно 2, а алфавит состоит из двух цифр (0 и 1). В коллекции имеются интерактивные модели, которые помогут понять, как записываются числа в этой системе счисления. Объяснение учителя может быть кратким, чтобы учащиеся уже у доски смогли выполнить несколько заданий. Рекомендуется более подробно осветить вопрос об использовании двоичной системы счисления в технике.
III. Работа с интерактивными моделями
Работа с интерактивными моделями проводится с приглашением к интерактивной доске нескольких учащихся.
Интерактивная модель «Перевод чисел из десятичной системы в двоичную»
Интерактивная модель «Перевод числа из двоичной системы в десятичную»
Анимация перевода чисел из двоичной системы в десятичную «Схема Горнера»
Интерактивная модель «Переход из одной системы счисления в другую»
IV. Первичная проверка усвоения знаний. Рефлексия
Проверка проводится с использованием интерактивных заданий, подобранных в Коллекции по данной теме.
Данные задания могут быть как самые простые:
так и сложные:
Учащиеся формулируют новые понятия, изученные на уроке. После обсуждения темы на интерактивную доску выводится итоговый плакат и проводится фронтальный опрос.