онлайн-центр иностранных языков Мультиглот



Это интересно

Биология.Основы эволюционного учения

Тема. Основы эволюционного учения.

Автор: Козленко А.Г.

Тип урока. Урок обобщающего повторения; индивидуальная работа: стационарный/мобильный компьютерный класс с подключением к Интернет и мультимедийный проектор.

Цели урока.

  1. При подготовке к экзамену повторить и закрепить знания по теме «Основы эволюционного учения».
  2. Решать задачи морально-психологической подготовки к экзамену, преодоления ситуаций длительного неуспеха, устойчивость к стрессовым ситуациям.
  3. Формировать умения работы с онлайн-сервисом College.ru, в частности – серьезного отношения к  компьютерной форме предъявления тестовых заданий и эффективности работы с вариантами тестов.

Основные понятия.

Мировоззренческий и развивающий аспекты урока. Повышение эффективности работы с электронными пособиями, более качественное использование их достоинств и возможностей.

Использование новых информационных технологий. Мобильный компьютерный класс с подключением к Интернет, карты доступа к онлайн-сервису College.ru; мультимедийный проектор.

План урока.

Этапы урока

Время, мин.

Приемы и методы

I. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы

7-10

Беседа учителя

II. Знакомство с сервисом College.ru. Регистрация и доступ. Демонстрация возможностей

12-15

Объяснение учителя, демонстрация навигации и приемов работы с онлайновым сервисом College.ru.

III. Домашнее задание

1-2

Рекомендации учителя

IV. Самостоятельная работа

20-22

Онлайновое тестирование

 

Данная тема – первая в 11 классе законченная тема (по программам В.Б.Захарова или В.В. Пасечника), и потому именно на ее примере рассматриваются возможности использования онлайн-сервиса College.ru для организации повторения и закрепления материала темы и подготовки к Единому государственному экзамену.

Организационно наиболее эффективным является вариант организации занятия, при котором учитель предварительно регистрирует учащихся на сайте сервиса College.ru с помощью формы электронных таблиц Microsoft Excel (рис.1.), а на уроке учащиеся получают доступ к сервису с помощью карт доступа и подтверждают регистрацию в разделе своего учебного заведения и класса (группы).

Рис. 1. Учительский раздел college.ru: форма для массового добавления учащихся

I. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы

Краткое сообщение об истории Единого государственного экзамена, рассказ о форме проведения, нормативных документах, структуре работы и заполнении бланка ЕГЭ

Изученная тема представлена в таких разделах кодификатора ЕГЭ:

6.1

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования.

6.2

Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч.Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

6.3

Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.

Задания ЕГЭ, включающие вопросы по данной теме (по спецификации экзамена):

Обозначение задания в работе Проверяемые элементы содержания< Коды проверяемых элементов содержания (по кодификатору)
А20 Эволюция живой природы. Вид. Популяция. Видообразование. 6.1.
А21 Эволюционная теория. Движущие силы эволюции. 6.2.
А22 Результаты эволюции. Доказательства эволюции организмов. 6.3.
А35 Эволюция органического мира. 6.1. – 6.5.
В3 Обобщение и применение знаний о надорганизменных системах и эволюции органического мира. 6.1.– 6.5., 7.1.– 7.5.
В6 Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на всех уровнях организации жизни. 2.1.– 2.7., 3.1.–3.9., 6.1.– 6.5., 7.1.– 7.6.
В8 Установление последовательности экологических и эволюционных процессов и объектов. 6.1.– 6.5., 7.1.– 7.5.
С4 Обобщение и применение знаний в новой ситуации об экологических закономерностях и эволюции органического мира. 6.1.– 6.5., 7.1.– 7.5.

Как видно из таблицы, в заданиях А20-А22 обязательно проверяется материал данной темы, а в заданиях А35     , В3, В6, В8 и С4 вопросы по этой теме могут встречаться.

Темы по эволюционной теории традиционно являются одними из плохо выполнимых на ЕГЭ:

Группа заданий с наименьшими различиями между сильным и слабыми учениками. (Что может быть объяснено как особенностями изложения материала темы, так и качеством КИМов). Наиболее сложными в данном блоке оказались задания, контролирующие знания о движущих силах эволюции (А21). Значительная часть экзаменуемых не справилась с заданиями, проверяющими материал о формах естественного отбора и их значении в эволюции, о факторах эволюции (наследственной изменчивости, борьбе за существование, популяционных волнах), о роли естественного отбора в формировании приспособленности организмов к среде обитания, о критериях вида.

Вопросы эволюции из года в год являются наиболее трудными для учащихся; необходимо уделять больше внимания использованию знаний из основной школы для конкретизации теоретических понятий об эволюции органического мира. Формулировки вопросов обычно достаточно длинные, и в условиях нехватки времени на выбор ответа могут влиять ошибочные ориентиры, выхваченные из контекста задания. Необходимо тщательно вчитываться в текст задания.

II. Знакомство с сервисом College.ru. Регистрация и доступ. Демонстрация возможностей

Знакомство с сервисом: демонстрация учителя через мультимедийный проектор.

А. Учебные материалы.

Демонстрация учителем учебных материалов: конспекты, плакаты, модели, экспресс-тестирование. Навигация.

 

 

Рис. 2. Раздел сервиса «Биология»

Рис. 3. Конспекты по биологии

 

 

Рис. 4. Пример конспекта с интерактивной моделью

Рис. 5. Пример конспекта со схемой

 

 

Рис. 6. Пример учебного плаката

Рис. 7. Пример учебного плаката

 

Б. Тренажер и экзамен.

Демонстрация режимов, отличий между ними. Демонстрация разных типов заданий: А, В1-В3, В4-В6, В7-В8, С4. Принципы самооценки заданий части С.

Учитель демонстрирует задания разных типов, показывает возможности сервиса и работу с ним в режиме тренировки. Задания этой темы распределены в вариантах тренировочных работ так:

 

Тренировка

1

2

3

4

5

А35

-

+

-

-

-

В3

-

-

+

-

+

В6

-

-

-

+

-

В8

+

-

-

-

-

С4

-

+

-

-

-

Можно показать на примере одного варианта тренировочных заданий (оптимально ­– Варианта 2). На задании С4 показать, как выполняется полуавтоматическая проверка заданий.

 

 

Рис. 8. Задание группы А (А35) с решением

Рис. 9. Задание В3 (выбор нескольких вариантов ответа) с проверкой

 

 

Рис. 10. Задание В6

Рис. 11. Задание В8 (установление последовательности)

 

 

Рис. 12. Задание С4: проверка и выставление балла

 

 

III. Домашнее задание.

IV. Самостоятельная работа.

Учащиеся делятся на 2 группы: те, кто планирует сдавать ЕГЭ по биологии (на этом этапе подготовки можно предлагать также проверить свои силы и не определившимся окончательно ученикам), и те, кто точно не будет сдавать ЕГЭ по биологии. Вторые получают классическую самостоятельную работу на карточках, первые – карты доступа к онлайновому сервису и адреса электронной почты, под которыми они зарегистрированы. Ученики осуществляют вход по адресам электронной почты и кодам, подтверждают свои данные.

Проводится «острый тренинг» сдающих ЕГЭ по выбору: предлагается за оставшееся время войти в Вариант 1 тренажера, обязательно ответить на вопросы А20, А21, А22, В8, а дальше – постараться набрать как можно больше баллов за оставшееся время. По звонку нужно нажать кнопку «Закончить тестирование».

После занятия.

В результате учитель получает (и обсуждает на следующем занятии с учениками, демонстрируя полученные учениками результаты) общую статистику выполнения заданий, процент выполнения по соответствующим темам, а также стратегии, которые выбрали разные ученики при выполнении тренировочного тестирования. Желательно обсудить разные стратегии сдачи ЕГЭ, чтобы у учеников был выбор удобного для них лично подхода, который можно будет проверить на вариантах экзаменационных работ сервиса college.ru (по каждому году доступны 5 тренировочных и 5 экзаменационных вариантов работ). Важно обратить внимание на то, что простой способ смошенничать – выставить себе максимальные баллы по заданиям части С независимо от выполнения самих заданий (в каждом классе найдется кто-то, кто додумается до такого подхода) – не позволяет реально подготовиться к сдаче экзамена, где сжульничать невозможно, и надо подходить к электронному тренажеру как средству тренировки максимально внимательно.

 

Рис. 13. Информация о проблемных местах курса по результатам тестирования с рекомендациями по работе с учебниками и онлайновым курсом college.ru.

 

Рис. 14. Статистика по ученикам в сравнении с минимальным и средним баллами.