Межвузовскую квантовую сеть с открытым доступом начали использовать МИСиС и МТУСИ

Сеть предназначена для реализации технологичных решений в сфере защиты данных с применением квантовой криптографии. Она состоит из пяти узлов, расположенных в корпусах НИТУ «МИСиС» и МТУСИ, она имеет открытую архитектуру и масштабируется по мере появления новых участников. Доступ к сети получают вузы, научные организации, студенческие стартапы, индустриальные партнеры и государственные учреждения. На базе сети они могут разрабатывать современные программные приложения в сфере информационной безопасности с применением квантовых ключей. «Сеть для создания прикладного софта, его тестирования, отладки и демонстрации потребителям нужна реальная инфраструктура», — пояснил директор Центра компетенций НТИ «Квантовые коммуникации» Юрий Курочкин. Конфигурация квантово-защищенного канала связи соответствует принятой в индустриальных сетях. Между доверенными узлами связи методом квантового распределения ключа по существующим оптическим линиям связи передаются ключи, формируемые со скоростью 30 кбит/с, что позволяет подключить одновременно более 10 высокоскоростных шифраторов.

В Москве запустили первую в России экосистемную межвузовскую квантовую сеть с открытым доступом. Она объединила кампусы Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (НИТУ «МИСиС») и Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ). Об этом сообщил заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко.

Сеть была создана в рамках проекта «Разработка сетевых программных решений для квантовых сетей». Презентация официального запуска прошла в коворкинге «Точка кипения – Коммуна».

«Россия — один из мировых лидеров по развитию квантовых технологий. В июне мы запустили первую магистральную линию квантовой связи между Москвой и Санкт-Петербургом. Запуск первой экосистемной межвузовской квантовой сети — это важное событие Года науки и технологий, объявленного Президентом. В России появилась современная площадка для реализации технологичных инфраструктурных решений в сфере защиты данных с применением квантовой криптографии. Для Правительства ценно, что в разработке сети принимали участие молодые ученые, студенты и аспиранты. Внедрение таких решений имеет большой потенциал и позволит сократить разрыв в сфере построения квантовых коммуникаций, создавать городские и междугородние инфраструктурные сети для нужд экономики, развивать эту индустрию не только в стране, но и на мировом уровне. Всего в планах до 2024 года запустить в стране 7 тысяч километров квантовых сетей», — отметил заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко.

Проект по созданию экосистемной межвузовской квантовой сети реализуется участниками консорциума Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) «Квантовые коммуникации», созданного на базе НИТУ «МИСиС». Участие в разработке, при поддержке Минобрнауки России, принимали студенты, аспиранты и молодые ученые столичных вузов, специалисты профильных партнерских организаций.

«В 2018 году на базе НИТУ «МИСиС» был открыт Центр НТИ «Квантовые коммуникации», который возглавил молодой, амбициозный ученый Юрий Курочкин. Центр занимается научными исследованиями, подготовкой специалистов в области квантовых коммуникаций. В этом году ученые центра совместно с коллегами из МТУСИ, компаниями «КуРэйт» и «Код безопасности» запустили первую в России квантовую сеть с открытым доступом, которая станет частью проекта по созданию программных решений для защиты информации», — добавила ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова.

В планах у разработчиков — «закольцевать» архитектуру квантовой сети, что даст новые возможности для ее развития. Преимущество такой топологии в том, что при обрыве оптоволокна на какой-то из линий связанность сети не потеряется. Кроме того, на базе «колец» можно строить более сложную по архитектуре городскую сеть, когда один узел работает на множество потребителей — банковские и финансовые организации, телеком-операторы, представителей бизнеса в сфере топливно-энергетического комплекса, транспорта, современных технологий.

12.11.2021