|
Русский язык и Литература. Родной язык и Родная литература
11. Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образованияустанавливаются на интегрированном (общеобразовательном), базовом и профильном уровнях, ориентированных на приоритетное решение соответствующих комплексов задач.
Предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся.
Предметные результаты на базовом уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности.
Предметные результаты на профильном уровне должны быть ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым уровнем, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности и отражать:
11.1. Русский язык и Литература. Родной язык и Родная литература
Русская словесность (интегрированный (общеобразовательный) уровень):
-
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; сформированность интереса к чтению художественной литературы;
-
понимание литературы как художественной модели мира (на материале выдающихся произведений отечественной и мировой литературы XIX – начала XXI в.);
-
знание образцов классических текстов русской и мировой литературы, помогающих школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль, обеспечение на этой основе культурной и национальной самоидентификации;
-
осознанное принятие гуманистических ценностей, утверждаемых лучшими произведениями отечественной и мировой литературы;
-
сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, готовности учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе восприятия литературного художественного произведения;
-
владение навыками квалифицированного читателя, сформированность читательского эстетического вкуса;
-
способность выявлять позицию автора и аргументировать своё мнение по поводу прочитанного; оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, расширив жанровый диапазон сочинений и устных выступлений;
-
владение речевой культурой, орфографической и пунктуационной грамотностью; коммуникативными умениями в социально-культурной, общественно-политической, учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
-
владение умениями представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, проектов;
-
сформированность умения точно и свободно выражать мысли и чувства разными способами в соответствии с условиями и сферой речевого общения;
-
владение навыками смыслового и эстетического анализа любого текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от текстов других функциональных стилей;
-
сформированность умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину жизни, нарисованную в литературном произведении, в единстве интеллектуального осмысления и эмоционального восприятия; применять в анализе текстов базовые историко- и теоретико-литературные знания;
-
сформированность представлений о стилях языка и стилях речи, об особенностях функциональных стилей современного литературного языка (научного, официально-делового, публицистического); понимание специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, а также в художественных текстах;
-
сформированность основ собственного речевого стиля.
Русский язык. Родной язык (базовый уровень):
-
сформированность представлений о роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, самообразования и социализации;
-
сформированность понятий о всех типах норм русского литературного языка; применение знаний о нормах в речевой практике;
-
сформированность представлений о функциональных стилях современного русского языка;
-
сформированность навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;
-
владение орфографической и пунктуационной грамотностью;
-
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
-
владение разными видами чтения, аудирования, говорения и письма, осуществление их выбора в зависимости от коммуникативной задачи;
-
владение умением анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умениями представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, проектов;
-
владение синонимическими средствами русского языка для точного и свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с условиями и сферой речевого общения.
Русский язык. Родной язык (профильный уровень) – требования к результатам освоения курса русского языка (родного языка) на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:
-
сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка, истории и культуры;
-
владение знаниями о языке как многофункциональной развивающейся системе; о стилистических ресурсах языка;
-
владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
-
сформированность представления о речевой деятельности, её основных видах;
-
владение умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
-
владение умением систематизировать и обобщать знания по орфографии и пунктуации;
-
сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
-
овладение различными приёмами редактирования текстов;
-
сформированность умений нормативного употребления языковых единиц, оценивания устных и письменных высказываний с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности.
Литература. Родная литература(базовый уровень):
-
понимание литературы как художественной модели мира на материале выдающихся произведений отечественной и мировой литературы XIX – начала XXI в., аналитического восприятия художественной интерпретации литературной классики в произведениях современного искусства (театр, кино, изобразительное искусство);
-
знание классических текстов русской и мировой литературы, помогающих школьнику осмыслить их непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль, обеспечение на этой основе культурной и национальной самоидентификации;
-
сформированность коммуникативно-эстетических представлений о возможностях родного языка в образцовых с нравственно-эстетической точки зрения художественных текстах, осознание их как культурного феномена, объединяющего различных по своим взглядам и убеждениям носителей одного языка;
-
сформированность ценностной сферы, развитие качеств гражданина, патриота, нравственной и толерантной личности, морально ответственной в своих мыслях, действиях и поступках на основе осознанного усвоения гуманистических ценностей, утверждаемых лучшими произведениями отечественной и мировой литературы;
-
сознательное отношение к чтению и изучению литературы, понимание важности этого процесса для своего дальнейшего интеллектуального и социокультурного развития и успешного самообразования и социализации;
-
сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, диалога людей друг с другом, общения с культурой;
-
умение актуализировать в художественных текстах личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
-
владение техникой грамотного и осмысленного чтения; развитие культуры читательского восприятия художественного текста и его понимания с учётом авторской позиции, конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров; создавать развёрнутые монологические (устные и письменные) высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
-
владение умениями коммуникации, межличностного общения; способность понимать и ценить культуры разных народов и эпох, пользоваться словом для понимания, взаимодействия, сотрудничества в процессе общения в социуме;
-
владение навыками смыслового и эстетического анализа любого текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от текстов других функциональных стилей; осознание художественной картины жизни, нарисованной в литературном произведении, в единстве эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления;
-
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы; формирование основ собственного стиля и применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Литература. Родная литература (профильный уровень) – требования к результатам освоения курса литературы (родной литературы) на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:
-
осознание значимости литературы в мировом культурном процессе;
-
понимание и осмысленное использование в читательской и интерпретационной деятельности понятийного аппарата современного литературоведения;
-
владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста (в том числе произведений современной отечественной и мировой литературы);
-
сформированность представлений о системе стилей художественной литературы, стиля эпохи, литературного направления (или течения, школы) и индивидуального авторского стиля; формирование основ собственного стиля;
-
владение начальными навыками литературоведческого исследования историко-литературного и теоретико-литературного характера;
-
умение анализировать художественный уровень трактовки литературного произведения представителями других видов искусства (графика и живопись, театр, кино, музыка);
-
сформированность представлений об особенностях поиска решений «вечных» проблем (человек и общество, человек и государство, человек и природа, преемственность поколений, духовные поиски, проблема смысла жизни) литературой разных эпох и направлений;
-
сформированность представлений о принципах основных направлений русской литературной критики.
Иностранный язык. Второй иностранный язык (базовый уровень):
-
сформированность устойчивой мотивации к овладению иностранным языком как элементом общей культуры для осуществления межличностного и межкультурного общения в современном поликультурном мире; сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации, становления и самореализации;
-
владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
-
сформированность национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, уважительного отношения к личности, к ценностям семьи; умение выражать средствами иностранного языка свою личностную позицию, проявляя ответственность за происходящее в своей стране и мире;
-
достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство межличностного и межкультурного общения (уровень владения вторым иностранным языком должен быть также не ниже порогового);
-
сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Иностранный язык (профильный уровень) – требования к результатам освоения курса иностранного языка на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:
-
сформированность умения использовать стилистические ресурсы иностранного языка и строить своё речевое и неречевое поведение, в том числе в ситуациях делового (профессионального) общения в соответствии с полученными знаниями;
-
достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый в общеобразовательных учреждениях (в том числе в образовательных учреждениях с углублённым изучением иностранного языка), позволяющего выпускникам применять сформированные речевые умения и языковые навыки для профессиональных целей;
-
сформированность умений перевода с иностранного на русский язык профессионально ориентированных текстов в русле выбранного профиля;
-
владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.
|
|