Пояснительная записка

Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее – Стандарт), являющийся частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования, разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», целями и задачами Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг.
Стандарт является одним из ключевых элементов модернизации российской школы, базовые параметры которой были определены в Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации3 и на заседании Совета при Президенте России по науке, технологиям и образованию4, а также в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Стандарт представляет собой принципиально новый для отечественной школы документ, который разработан на основе глубокого анализа и синтеза ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования. В Стандарте обеспечена преемственность с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Минобрнауки России и проекта стандарта основного общего образования, одобренного Группой мониторинга доработки проекта стандарта при Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам.
При разработке Стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:
российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;
консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;
национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;
патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;
идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы, благосостояния, семейных традиций;
конкурентоспособности личности, общества и государства;
ценностей личностной, общественной и государственной безопасности.
В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования, предполагающая отказ от прямого копирования западных моделей образования.
Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования.
При этом Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающий равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях; сохранение единства образовательного пространства России; преемственность ступеней общего образования.
При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:
быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
В связи с этим отличительной особенностью нового Стандарт является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
Стандартом устанавливаются взаимосвязанные требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Это позволяет:
одновременно предусмотреть в Стандарте как результаты общего образования, так и наиболее общие направления современного образовательного процесса, а также условия его осуществления;
обозначить условия эффективного нормативного правового регулирования общего образования;
превратить Стандарт в важнейшее средство обеспечения системного развития общего образования.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, являющиеся ключевой составляющей Стандарта, в предлагаемой редакции существенно расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов. Эти требования сформулированы на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования. Они представляют собой конкретизированные и операционализированные цели образования.
В Стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования – от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.
Расширяя состав объектов оценки, Стандарт одновременно расширяет и спектр оценочных процедур, предусматривая использование как персонифицированных (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся), так и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования в целом.
Основным ориентиром для построения содержания образования становится фундаментальное ядро содержания общего образования, имеющее необходимый научно-категориальный аппарат, на основе которого формируются у обучающихся ценностные ориентации, научная картина мира и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности.
Требования к структуре основной образовательной программы сгруппированы в три раздела: целевой, содержательный, организационный. Целевой раздел объединяет требования к планируемым результатам и, соответственно, к системе оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. В содержательном разделе предусмотрены требования к программам, составляющим основу для формирования учебных программ в образовательном учреждении. В их числе требования к программам:
развития у обучающихся универсальных учебных действий, обеспечивающих реализацию требований стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала общего образования;
отдельных учебных предметов, курсов, направленных на достижение планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы;
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, построенной на основе базовых национальных ценностей российского общества, и направленной на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей саморазвитие и самореализацию обучающихся, на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, формирование навыков его социальной деятельности, профессиональной ориентации, культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, направленной на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития обучающихся такой категории, преодоление трудностей в освоении ими основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Стандарт впервые определяет такие составляющие, как здоровье школьников и их экологическая культура в качестве важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. В организационном разделе раскрываются требования к учебному плану среднего (полного) общего образования как одному из основных механизмов реализации основной образовательной программы и к системе условий реализации основной образовательной программы. Проектом Стандарта выделяются основная часть основной образовательной программы и часть, формируемая участниками образовательного процесса, что позволяет значительно расширить их права по удовлетворению образовательных запросов, в том числе региональных, этнокультурных, конфессиональных и др.; устанавливается соотношение этих частей.
Ориентация Стандарта на достижение стратегической цели российского образования обусловило необходимость формирования требований к созданию соответствующей комфортной образовательной среды, т.е. нормативному закреплению на федеральном уровне требований к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровым, финансовым, материально-техническим, учебно-методическим, информационным и др.).
С учетом того, что введение и реализация Стандарта являются делом государственной важности, разработчиками было организовано широкое обсуждение проекта Стандарта не только в профессиональной среде, но и широкими кругами общественности России. В разработке и обсуждении Стандарта приняли участие научные и педагогические работники ведущих научных и образовательных учреждений страны.
Обсуждение основных положений проекта Стандарта проходило в рамках совещаний в Минобрнауки России, на семинарах с ведущими специалистами в области образования, вузовской общественности, в рамках проведения федеральных, региональных и межрегиональных конференций, семинаров и совещаний, на встречах с педагогами, родительской общественностью, работодателями, политиками.
Разработанный проект Стандарта полностью отвечает современным требованиям, предъявляемым к такого вида документам.
Утверждение и введение Стандарта станут важнейшими шагами на пути модернизации отечественного образования, российского общества в целом.