Особенности экзаменационного сочинения

5 декабря 2018 года ученикам 11 класса предстоит писать экзаменационное  сочинение, которое является одним из этапов допуска к сдаче Единого Государственного Экзамена.

Для допуска к ЕГЭ выпускникам школ необходимо будет написать сочинение на одну из предложенных тем. Темы или вернее тематические направления уже опубликованы портале Федерального института педагогических измерений.

"Отцы и дети"

"Мечта и реальность"

"Месть и великодушие"

"Искусство и ремесло"

"Доброта и жестокость"

Там же размещены Рекомендации по подготовке к сочинению и перечень документов, которые вместе с заявлением на участие в сочинении (изложении) необходимо предоставить.

Комментарии содержат поясняющие особенности открытых тематических направлений сочинений, утвержденных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах на этот учебный год. Всю неоходимую информацию каждый может найти на сайте органов управления образованием, Федерального института педагогических измерений и на портале ЕГЭ.

Писать сочинение будут в школах.

Оценка - зачёт/незачёт.

Проверка итоговых сочинений должна завершиться не позднее, чем через неделю после написания работ. Пересдать сочинение в случае получения «незачета» можно будет  феврале или мае 2019 года.
 
Публикуются лишь общие тематические направления.

Требования к сочинению:

  • объём  не менее 350 количество слов  
  • соответствие теме
  • особенности формулирования темы
  • соблюдение критериев написания
  •  

5 тем для сочинения:
 

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения



Каждый комплект тем сопровождается следующей инструкцией для выпускников:


1.  Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объем не менее 350 слов).

2.  Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

3.  Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарем).

4.  Сочинение пишите четко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.