Изменения в ЕГЭ 2021

Впервые ЕГЭ в качестве эксперимента был введен в 2001 году в 5 регионах страны. Количество регионов, которые решили проводить экзамены в форме ЕГЭ, стремительно росло, и уже в 2008 году ЕГЭ проводился на всей территории РФ. Первые 8 лет внедрения единого экзамена школьники сами решали, какие выпускные и вступительные экзамены они будут сдавать – классические или ЕГЭ.

Начиная с 2009 года, ЕГЭ стал единственной формой государственной (итоговой) аттестации в школах и основной формой экзаменов в российские вузы.

За 17 лет структура и содержание ЕГЭ менялись, и практически каждый год вносятся различные изменения. На основе результатов ЕГЭ прошлых лет специалисты ФИПИ регулярно вносят поправки в спецификацию экзамена. В спецификации указаны требования к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, информация о количестве баллов за отдельные правильно выполненные задания.

 
Из нововведений ЕГЭ 2021 года 

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал на своем сайте проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2021 году.

На портале представлены материалы по 14 предметам, которые сдаются в форме ЕГЭ.

Данные документы являются основой для составления экзаменационных материалов и ежегодно публикуются для экспертного обсуждения до начала учебного года.

Были введены новые задания, в которых акцент сделан на проверку достижения предусмотренных ФГОС результатов обучения. Усилен практический характер заданий, введены новые задания, проверяющие умения осуществлять информационный поиск, анализировать информацию, представленную в разных формах, применять знания для решения различных познавательных, практических и коммуникативных задач, способность обучающихся формулировать и аргументировать свое мнение, рассуждать на определенные темы.

Из-за эпидемиологической ситуации ОГЭ в 2020 году проведен не был. Тем не менее в проекты КИМ 2021 года внесен ряд изменений по сравнению с КИМ, разработанными для проведения экзаменов в 2020 году.

Для усиления акцента на проверку применения математических знаний в различных ситуациях количество заданий в КИМ ОГЭ по математике уменьшилось на одно за счет объединения заданий на преобразование алгебраических (задание 13 в КИМ 2020 года) и числовых выражений (задание 8 в КИМ 2020 года) в одно задание на преобразование выражений на позиции 8 в КИМ 2021 года. Задание на работу с последовательностями и прогрессиями (задание 12 в КИМ-2020) заменено на задание с практическим содержанием, направленное на проверку умения применять знания о последовательностях и прогрессиях в прикладных ситуациях (задание 14 в КИМ-2021). Скорректирован порядок заданий в соответствии с их тематикой и сложностью.

В КИМ ОГЭ по литературе изменена нумерация заданий. Суммарное число заданий экзаменационной работы увеличилось с 4 до 5 за счет нового задания базового уровня сложности, требующего анализа самостоятельно выбранного фрагмента предложенного произведения в заданном направлении.

В КИМ ОГЭ по истории общее число заданий увеличено с 21 до 24, в экзаменационную работу включены три задания с кратким ответом (15, 16 и 17), нацеленные на проверку знаний по всеобщей истории (истории зарубежных стран).

По обществознанию количество заданий в КИМ с кратким ответом в виде одной цифры сокращено с 14 до 13, добавлено задание 5 с развернутым ответом на анализ визуальной информации.

В экзаменационную работу по иностранным языкам внесены изменения в разделы 1 («Задания по аудированию») и 4 («Задания по письменной речи»). Раздел «Задания по аудированию» экзаменационной работы 2021 года состоит из 11 заданий с кратким ответом. В разделе «Задание по письменной речи» экзаменационной работы 2021 года в задании 35 необходимо написать личное (электронное) письмо в ответ на электронное письмо друга по переписке.

В КИМ ОГЭ по биологии произошло сокращение общего количества заданий с 30 до 29, в первой части работы количество заданий уменьшилось на два, во второй части добавлено одно задание. В части 1 изменена модель задания линии 24 и расширен перечень объектов, в части 2 линия 26 представлена заданиями, проверяющими исследовательские умения.

В КИМ ОГЭ по физике к тексту физического содержания вместо двух заданий с выбором одного верного ответа предлагается одно задание на множественный выбор. Увеличилось число заданий с развернутым ответом: добавлена ещё одна качественная задача. В 2021 году задания 21 будут построены на контексте учебных ситуаций, преимущественно – на прогнозировании результатов опытов или интерпретации их результатов, а задания 22 – на практико-ориентированном контексте. Расширилось содержание заданий 17 (экспериментальное задание на реальном оборудовании). К проведению косвенных измерений добавлено исследование зависимости одной физической величины от другой, включающее не менее трех прямых измерений с записью абсолютной погрешности.

В экзаменационную работу по химии в 2021 году по сравнению с работой 2020 годом внесены изменения в формат ряда заданий. В заданиях 2 (определение строения атома химического элемента и характеристика его положения в Периодической системе) и 3 (построение последовательности элементов с учётом закономерностей изменения свойств элементов по группам и периодам) требуется вписать в поле ответа цифровые значения, соответствующие условию задания. В заданиях 5 (виды химической связи), 8 (химические свойства простых веществ и оксидов) и 16 (чистые вещества, смеси, правила работы с веществами в лаборатории и в быту) требуется осуществить выбор двух ответов из предложенных в перечне 5 вариантов (множественный выбор ответа). В заданиях 4 (валентность, степень окисления) и 12 (признаки химических реакций) требуется установить соответствия между позициями двух множеств.

По русскому языку, географии и информатике изменения структуры и содержания КИМ ОГЭ по сравнению с 2020 годом отсутствуют.

 

 

 
Минимальное количество баллов единого государственного экзамена по предметам:
 

Предмет Минимальное количество баллов
Русский язык 36
Математика базовый Результаты базового ЕГЭ по математике выдаются в отметках по пятибалльной шкале, не переводятся в стобалльную шкалу
Математика профильный 27
Физика 36
Химия 36
Информатика (ИКТ) 40
Биология 36
История 32
География 37
Обществознание 42
Литература 32
Иностранный язык 22
 


 
Изменения в спецификации ЕГЭ 2019 года

 
Математика (базовый уровень) изменений нет
Математика (профильный уровень) Из первой части исключены два задания:
задание практико-ориентированной направленности
базового уровня сложности и задание по стереометрии повышенного уровня сложности.
Максимальный первичный балл уменьшился с 34 до 32 баллов
Биология изменений нет
Физика изменений нет
Литература изменений нет
Русский язык Расширен отбор языкового материала
 для выполнения заданий 7 и 8.
Уточнена формулировка задания 25.
Уточнены критерии оценивания задания 25.
Максимальный первичный балл увеличился с 56 до 57
История Из работы исключены задания 1–21 и 24 по нумерации 2015 г.
 В часть 1 работы добавлены новые задания на установление соответствия: 
  • на знание дат (2 по нумерации 2016 г.);
  • на знание основных фактов, процессов, явлений (5);
  • на работу с текстовым историческим источником (6);
  • на знание основных фактов истории культуры (17);задание по истории Великой Отечественной войны на заполнение пропусков в предложениях (8), а также задание с кратким ответом на работу с историческим источником по истории XX в. (10).
 
В части 1 экзаменационной работе 2016 г.
изменено расположение заданий: задания расположены в соответствии с принципом чередования видов деятельности.
 
Из части 2 экзаменационной работы исключено задание на проверку умения представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме (40 по нумерации 2015 г.).
 
Добавлено новое задание, предполагающее написание исторического сочинения по определённому периоду истории России.
 
Продолжительность экзамена увеличена до 235 минут.
Обществознание Оптимизирована структура экзаменационной работы:
 
Логика структуры части 1 приведена в соответствие с логикой части 2
 
Задания ориентированы на проверку определенных умений (требований к уровню подготовки выпускников) на различных элементах содержания;
 
Из части 1 работы исключены задания с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа;
 
В результате перегруппировки заданий различных типов общее количество заданий части 1 сократилось на 7 заданий.
 
В результате общее количество заданий работы сократилось на 7 заданий (29 вместо 36).
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы не изменился 62
Химия В части 1 работы изменен формат шести заданий базового уровня сложности с кратким ответом (6, 11, 18, 24-26).
 
Изменен формат заданий 34 и 35:
установление соответствия вместо заданий на выбор
нескольких верных ответов из предложенного списка.
 
Проведена корректировка в отношении распределения заданий по уровню сложности и видам проверяемых умений и способов деятельности.
География Количество заданий в экзаменационной работе сократилось с  41 до 34.
Из экзаменационной работы исключены задания с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру
правильного ответа.
 
В КИМ включены новые модели заданий с кратким ответом.
 
Максимальный первичный балл уменьшился с  51 до 46.
 
В состав КИМ экзаменационной работы включены карты-приложения которые могут использоваться для выполнения заданий
Иностранные языки Уточнены формулировки заданий устной части экзамена, а также критерии их оценивания.
Информатика и ИКТ Изменена последовательность предъявления заданий 1–5.
 
Количество заданий и максимальный первичный балл остались без изменений.