Впервые ЕГЭ в качестве эксперимента был введен в 2001 году в 5 регионах страны. Количество регионов, которые решили проводить экзамены в форме ЕГЭ, стремительно росло, и уже в 2008 году ЕГЭ проводился на всей территории РФ. Первые 8 лет внедрения единого экзамена школьники сами решали, какие выпускные и вступительные экзамены они будут сдавать – классические или ЕГЭ.
Начиная с 2009 года, ЕГЭ стал единственной формой государственной (итоговой) аттестации в школах и основной формой экзаменов в российские вузы.
За 17 лет структура и содержание ЕГЭ менялись, и практически каждый год вносятся различные изменения. На основе результатов ЕГЭ прошлых лет специалисты ФИПИ регулярно вносят поправки в спецификацию экзамена. В спецификации указаны требования к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, информация о количестве баллов за отдельные правильно выполненные задания.
Основные изменения
В 2023 году изменился порядок приема в вузы России. Нововведения вступают в силу 1 марта 2023 года и будут действовать до 1 сентября 2027 года.
Уменьшение количества направлений для участия в конкурсе
Ранее абитуриент имел право подавать заявления в 5 вузов, выбирая до 10 направлений подготовки в каждом университете. В 2023 году число вузов для участия в конкурсе осталось прежним, однако количество специальностей сократилось до 5. Это поможет каждому поступающему более точно определить конкретную область будущей профессиональной деятельности. При этом следует помнить, что вузы, как и прежде, вправе сами регулировать количество специальностей для одного абитуриента: многие учебные заведения устанавливают лимит в 3 направления.
Появление приоритета для зачисления
Участвуя в нескольких конкурсах на разных направлениях или формах обучения, абитуриент обязан указать свои приоритеты. При поступлении сразу на несколько профилей, бывший выпускник школы будет зачислен на первую в приоритетном списке специальность.
Подача документов в электронной форме
Подача документов в электронном виде стала обязательной.
Отсутствие согласия на зачисление
Это изменение уменьшает бумажную волокиту. Теперь абитуриенту не нужно подавать согласие на зачисление. Для подтверждения своих намерений учиться на конкретном профиле достаточно принести в вуз оригинал аттестата.
Коррективы в заявлении о приеме
До публикации новых правил внести изменения в заявление о приеме можно было только при отзыве первого. Теперь изменения можно внести, не отзывая заявление. Минус одна лишняя бюрократическая процедура.
Вступительные экзамены по выбору
Минобрнауки России решило предоставить возможность вузам и поступающим выбирать экзамены, результаты которых будут приниматься на альтернативной основе. Имеется ввиду, что выпускник школы может сдавать физику и информатику, а вуз разрешает ему участвовать в конкурсе на основании результата одного из этих экзаменов. Так, если абитуриент сдал физику на 70 баллов, а информатику на 100, он предоставит комиссии результаты экзамена по информатике, так как по нему набрал максимум баллов. Про физику никто не узнает. Такая система дает абитуриенту больше шансов поступить на желаемые специальности, а вузу отобрать лучших кандидатов. Новая схема актуальна в первую очередь для поступающих на физико-математические специальности, специальности в сфере информационных технологий.
Минимальное количество баллов единого государственного экзамена по предметам:
Предмет |
Минимальное количество баллов |
Русский язык |
36 |
Математика базовый |
Результаты базового ЕГЭ по математике выдаются в отметках по пятибалльной шкале, не переводятся в стобалльную шкалу |
Математика профильный |
27 |
Физика |
36 |
Химия |
36 |
Информатика (ИКТ) |
40 |
Биология |
36 |
История |
32 |
География |
37 |
Обществознание |
42 |
Литература |
32 |
Иностранный язык |
22 |
Изменения в спецификации ЕГЭ 2019 года
Математика (базовый уровень) |
изменений нет |
Математика (профильный уровень) |
Из первой части исключены два задания:
задание практико-ориентированной направленности
базового уровня сложности и задание по стереометрии повышенного уровня сложности.
Максимальный первичный балл уменьшился с 34 до 32 баллов |
Биология |
изменений нет |
Физика |
изменений нет |
Литература |
изменений нет |
Русский язык |
Расширен отбор языкового материала
для выполнения заданий 7 и 8.
Уточнена формулировка задания 25.
Уточнены критерии оценивания задания 25.
Максимальный первичный балл увеличился с 56 до 57 |
История |
Из работы исключены задания 1–21 и 24 по нумерации 2015 г.
В часть 1 работы добавлены новые задания на установление соответствия:
- на знание дат (2 по нумерации 2016 г.);
- на знание основных фактов, процессов, явлений (5);
- на работу с текстовым историческим источником (6);
- на знание основных фактов истории культуры (17);задание по истории Великой Отечественной войны на заполнение пропусков в предложениях (8), а также задание с кратким ответом на работу с историческим источником по истории XX в. (10).
В части 1 экзаменационной работе 2016 г.
изменено расположение заданий: задания расположены в соответствии с принципом чередования видов деятельности.
Из части 2 экзаменационной работы исключено задание на проверку умения представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме (40 по нумерации 2015 г.).
Добавлено новое задание, предполагающее написание исторического сочинения по определённому периоду истории России.
Продолжительность экзамена увеличена до 235 минут. |
Обществознание |
Оптимизирована структура экзаменационной работы:
Логика структуры части 1 приведена в соответствие с логикой части 2
Задания ориентированы на проверку определенных умений (требований к уровню подготовки выпускников) на различных элементах содержания;
Из части 1 работы исключены задания с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа;
В результате перегруппировки заданий различных типов общее количество заданий части 1 сократилось на 7 заданий.
В результате общее количество заданий работы сократилось на 7 заданий (29 вместо 36).
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы не изменился 62 |
Химия |
В части 1 работы изменен формат шести заданий базового уровня сложности с кратким ответом (6, 11, 18, 24-26).
Изменен формат заданий 34 и 35:
установление соответствия вместо заданий на выбор
нескольких верных ответов из предложенного списка.
Проведена корректировка в отношении распределения заданий по уровню сложности и видам проверяемых умений и способов деятельности. |
География |
Количество заданий в экзаменационной работе сократилось с 41 до 34.
Из экзаменационной работы исключены задания с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру
правильного ответа.
В КИМ включены новые модели заданий с кратким ответом.
Максимальный первичный балл уменьшился с 51 до 46.
В состав КИМ экзаменационной работы включены карты-приложения которые могут использоваться для выполнения заданий |
Иностранные языки |
Уточнены формулировки заданий устной части экзамена, а также критерии их оценивания. |
Информатика и ИКТ |
Изменена последовательность предъявления заданий 1–5.
Количество заданий и максимальный первичный балл остались без изменений.
|