Изменчивость организмов
Тема. Изменчивость организмов
Автор: Козленко А.Г.
Тип урока: Урок обобщающего повторения; индивидуальная (групповая) работа, компьютерный класс с мультимедийным проектором.
Цели занятия:
-
При подготовке к экзамену повторить и закрепить знания по теме «Изменчивость».
-
Решать задачи морально-психологической подготовки к экзамену, преодоления ситуаций длительного неуспеха, устойчивость к стрессовым ситуациям.
-
Продолжить формирование навыков эффективной работы с компьютерным курсом «Подготовка к ЕГЭ: Биология», в частности – формирование серьезного отношения к компьютерной форме предъявления тестовых заданий и повышение эффективности работы с вариантами тестов.
Основные понятия. Модификация. Вариационный ряд, вариационная кривая. Мутация. Мутаген. Комбинативная изменчивость.
Мировоззренческий и развивающий аспекты урока. Повышение эффективности работы с электронными пособиями, более качественное использование их достоинств и возможностей.
Использование новых информационных технологий. Компьютерный класс, имеющий рабочие места перед компьютерами и обычные столы для лекционной работы (или мобильный компьютерный класс), мультимедийный проектор; курс «Подготовка к ЕГЭ: Биология» (сетевая версия).
План урока.
Этапы урока
|
Время, мин.
|
Приемы и методы
|
I. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы
|
2-3
|
Пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения, правила заполнения бланка
|
II. Разделение учащихся на группы по формам работы
|
2-3
|
Распределение заданий
|
III. Выполнение заданий: работа групп
|
(10-12)×2
|
Работа с курсом «Подготовка к ЕГЭ. Биология»
|
IV. Обобщение итогов, уточнение вопросов и проблемных мест
|
5-7
|
Записи на интерактивной доске
|
V. Индивидуальная работа с поисковой системой курса
|
7-10
|
Групповая/парная работа с курсом «Подготовка к ЕГЭ. Биология»
|
VI. Итог урока. Домашнее задание
|
2-3
|
Рекомендации учителя
|
Занятие рассчитано на один академический час в кабинете информатики, имеющем рабочие места перед компьютерами и обычные столы для лекционной работы. Указанное время каждого этапа ориентировочное.
I. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы
Пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения.
II. Разделение учащихся на группы по формам работы
Часть учеников работает индивидуально с компьютером, другая – фронтально, с заданиями, демонстрируемыми через мультимедийный проектор или индивидуально, по распечатанным заданиям.
III. Выполнение заданий: работа групп
1. Индивидуальная работа с курсом: прохождение тестов к разделу 3.6., при необходимости – обращение к краткому конспекту и повторное выполнение тестового задания, только после этого – обращение к решению. Решение примеров заданий А9, А30, В1, В6, В7, С1, С2.
2. Работа с распечатанными задачами: индивидуальное/парное решение задач с таблицей генетического кода, по роли отдельных мутаций в изменении последовательности аминокислот кодируемого белка. Примеры задач (С5):
Все приведенные в задачах последовательности нуклеотидов – фрагменты и-РНК.
1. Переведите приведенную ниже последовательность иРНК в белок. Запишите полученный белок. А теперь попробуйте удалить первые два нуклеотида и получить другой пептид. Запишите полученный пептид и сравните с первым.
UAUGCUAAGAUUCCUUUCGGA
2. Переведите приведенную ниже последовательность иРНК в белок. Запишите полученный белок. А теперь попробуйте заменить в 6-й позиции C на G и получить другой пептид. Запишите полученный пептид и сравните с первым.
AUGUACCGUAUUCCAGAGCAU
3. Необходимо по молекуле белка восстановить последовательность нуклеотидов (точнее, один из возможных вариантов состава) иРНК:
Аминокислоты: Метионин - Аргинин - Лизин - Валин - Триптофан - (стоп-кодон)
Какие аминокислотные замены могут произойти при замене A в 7-й позиции на C, на U, на G?
Ответы:
1. Тир-Ала-Лиз-Иле-Про-Фен-Гли
Цис-стоп-кодон
2. Мет-Тир-Арг-Иле-Про-Глу-Гис
Мет-(стоп-кодон)
3. Лизин заменится на глутамин (при замене на C), на стоп-кодон (при замене на U), на глутаминовую кислоту (при замене на G)
После выполнения заданий части класса меняются местами.
IV. Обобщение итогов, уточнение вопросов и проблемных мест.
Учитель показывает отдельные задания разных типов, обращая внимание на особенности их выполнения (подборка из 5-7 заданий разных типов по данной теме).
A9 (134135)
Синдром Шерешевского–Тернера связан с утратой одной X хромосомы. Как в таком случае выглядит кариотип больного?
A9 (134137) A9
У родителей с нормальным кариотипом родилась девочка, в диплоидных клетках которой обнаружили три X-хромосомы. С какой формой изменчивости мы имеем дело?
|
Мутационной
|
|
Модификационной
|
|
Комбинативной
|
|
Случайной фенотипической
|
A30 (134140)
Изобразим один из фрагментов хромосомы в виде следующей последовательности ее участков: ABCDEF. Укажите изображение видоизмененного фрагмента, если произойдет дупликация – удвоение одного из участков этого фрагмента хромосомы.
|
ABCDCDEF
|
|
ABEF
|
|
ABCDEFP
|
|
ABDCEF
|
A30 (134141)
Из предложенных статистических рядов укажите тот, который вариационным не является.
|
Распределение новорожденных девочек по весу в городе М
|
|
Распределение проживающих в горах женщин по количеству эритроцитов (млн в 1 мм3) в крови
|
|
Распределение заболеваемости людей гриппом в городе К (на 1000 жителей) по месяцам за последний календарный год
|
|
Распределение собак одной из пород по количеству детенышей в помете
|
B1 (134143)
Какие из перечисленных факторов являются мутагенными:
1)
|
рентгеновское излучение;
|
2)
|
тепловое излучение;
|
3)
|
колхицин;
|
4)
|
сахароза;
|
5)
|
этиловый спирт и продукты его метаболизма;
|
6)
|
жирные кислоты.
|
Правильный ответ: 135
B6 (133760)
Установите соответствие между свойствами мутации и ее типом.
Описание.
А.
|
Передаются следующему поколению при половом размножении.
|
Б.
|
Передаются следующему поколению при вегетативном размножении или не передаются следующему поколению вовсе у видов, которым присуще только половое размножение.
|
В.
|
Часто происходят в гаплоидных клетках.
|
Г.
|
Происходят в гаметах или клетках–предшественницах гамет.
|
Д.
|
Вызывают «мозаичность» организма.
|
Е.
|
Часто служат причиной развития злокачественных опухолей.
|
Тип мутации:
1)
|
соматическая;
|
2)
|
генеративная.
|
Правильный ответ: 212211
B7 (133761)
Расставьте мутации в порядке возрастания вовлеченного в нее генетического материала.
А.
|
Точечная замена нуклеотида.
|
Б.
|
Встраивание в хромосому вирусной ДНК.
|
В.
|
Делеция триплета.
|
Г.
|
Трисомия (в клетке присутствует не 2, а 3 гомологичных хромосомы).
|
Д.
|
Полиплоидия.
|
Правильный ответ: АВБГД
B7 (133762)
Расставьте перечисленные ниже признаки в порядке возрастания нормы реакции, то есть в порядке расширения диапазона, в котором эти признаки могут проявляться в разных условиях среды. (Подразумевается, что независимо от того, о каких физических или физиологических характеристиках идет речь, признак, изменяющийся в диапазоне ±10 %, обладает меньшей нормой реакции, чем признак, способный изменяться в несколько раз).
А.
|
Химический состав молекул гемоглобина.
|
Б.
|
Температура тела.
|
В.
|
pH крови.
|
Г.
|
Количество ударов сердца в минуту.
|
Д.
|
Артериальное давление.
|
Правильный ответ: АВБДГ
С1 (133763)
Почему наследственную изменчивость называют также неопределенной изменчивостью?
Решение.
1 Наследственная изменчивость появляется благодаря возникновению мутаций.
2 Хотя появление мутаций и зависит от условий внешней среды, они появляются ненаправленно: невозможно предугадать, какой именно ген будет подвержен мутации, и ее фенотипическое проявление никак не связано с вызвавшим фактором (мутагеном). Именно поэтому наследственная изменчивость иногда называется неопределенной изменчивостью.
V. Индивидуальная работа с поисковой системой курса.
Групповая/парная работа: поиск по заданиям, по ключевым словам, и выполнение вразброс. Отдельные персональные задания по разным типам заданий (например, для девушек – единственный выбор, часть А, и множественный выбор, В1; для юношей – задания части С и В6-В8).
Поисковая система курса и задание, открытое из результатов поиска
Для остальных учащихся (особенно тех, кто не сдает экзамен по биологии) возможна организация партии в настольную игру «Генофонд» (Gene Pool), которая моделирует поиск маркерных последовательностей различных наследственных заболеваний (см. https://www.kozlenkoa.narod.ru/photoalbum.htm#2-01).
VI. Итог урока, домашнее задание.
Материал конспекта, работа со сложными терминами темы по алгоритму Цицерона.
Определение термина «Мутация» по алгоритму Цицерона (объект из «Открытая Коллекция. Биология: 9 класс»)
Используется модель из Открытой Коллекции: Биология, 9 класс (Волки, кролики и капуста) - 96375.