Информатика. Графический интерфейс Windows

Автор: Масленникова О. Н., Андреева Е. И.

Цели урока
  • Закрепить основные понятия об операционных системах.
  • Показать возможности графического интерфейса.
  • Развить навыки самостоятельной работы учащихся с различными информационными источниками.
Оборудование

Доска, компьютер, мультимедийный проектор, диск «Интерактивный учебник. Информатика», УМК Н. Угриновича «Информатика и информационные технологии. 10–11 классы».

План урока
  • Самостоятельная работа с материалами УМК, мультимедийного издания «Интерактивный учебник. Информатика».
  • Обсуждение основных теоретических положений.
  • Практическая работа.
  • Подведение итогов урока.
Ход урока
Самостоятельное изучение материла

В старших классах учащиеся, как правило, уже знакомы с графическим интерфейсом Windows. Это занятие следует посвятить систематизации умений и отработке практических навыков. Целесообразно назначить руководителей-инструкторов из числа сильных учащихся, которые будут консультировать и помогать выполнению практических заданий. В качестве информационных источников используются компоненты УМК, информационные разделы мультимедийного издания «Интерактивный учебник. Информатика», ресурсы Интернета. Учащиеся самостоятельно изучают раздел «Программы и процессы», который состоит из подпунктов:

  • Процессы в операционных системах.
  • Порядок выполнения процессов.
  • Оконный интерфейс Windows.
  • Программы и окна.
  • Практикум по работе с Панелью задач и Рабочим столом в Windows.
  • Контрольная работа по теме «Программы и процессы».

Поскольку информационный материал достаточно объемен, целесообразно назначить индивидуальные темы для каждой группы или каждого учащегося с учетом особенностей учебного коллектива. После 10–15-минутной работы с информационными источниками, учитель задает всему классу вопросы, решения на которые учащиеся будут искать в практической работе. Докладывают участники групп, составляется опорный конспект. Ученики-консультанты готовят информационно-справочные слайды, которые будут доступны во время практической работы в режиме демонстрации. Для закрепления выполняются несколько тестовых модулей, входящих в теоретические разделы (фронтальный режим работы).

Такую модель учебного занятия рекомендуется использовать на уроках, связанных с освоением практических навыков по работе с информационными технологиями, освоением специальных программ и в аналогичных видах учебной деятельности.

Старшеклассники должны владеть приемами поиска и обработки информации. Важно, чтобы учащиеся сумели кратко изложить существенные сведения по изучаемой теме, уметь воспринять информацию от коллег, освоить методы работы в группе.

Практическая работа

В качестве практического упражнения учащиеся выполняют индивидуальные задания по настройке рабочего стола, панели Пуск, настройке оконного интерфейса, работе с горячими клавишами.

Одним из таких заданий может быть настройка частоты обновления экрана. Алгоритм работы может быть следующий:

  • Щелкаем правой кнопкой мыши на пустом месте экрана монитора.
  • В открывшемся контекстном меню выбираем вкладку Свойства, далее Экран, далее Параметры, выбираем разрешение.
  • Дополнительные возможности: свойства монитора и видеокарты. Здесь изучаем возможности вкладки Общие.
  • Вкладка Монитор: установка частоты обновления экрана.

Один из участников группы может готовить копии экранов для сообщения, другой – объяснения выбранных режимов и указание их значения. В зависимости от класса практическое задание может быть общим для всего класса, это определит учитель. Во время практической работы ученики – консультанты, показывают практические приемы, направляют работу в группах совместно с учителем.

В конце урока учитель опрашивает учащихся по ключевым вопросам, при этом приемы работы демонстрируются с помощью проектора всему классу.

Темами сообщений могут быть: рабочий стол и его элементы, панель управления, окна, горячие клавиши, элементы управления. Важно, чтобы ученики не только рассказали, но и продемонстрировали действие с теми или иными элементами.

Другой формой проведения задания может быть выполнение практических или контрольных модулей:

При этом результаты выполнения фиксируются в журнале автоматически.

Работа с моделями

Как правило, работа по настройке режимов происходит совместно с изучением принципов работы различных устройств, входящих в состав персонального компьютера. На этом уроке целесообразно обратить внимание на принцип построения изображения в мониторах различного типа.

После практической работы можно по материалам моделей «Принцип работы электронно-лучевой трубки»:

а также «Формирование цвета в электронно-лучевой трубке»:

и «Жидкокристаллические мониторы». В последнем из модулей рассмотрены два режима: режим освещения пикселей и режим гашения пикселей.

Модели содержат анимационные сюжеты, которые учащиеся комментируют и пытаются объяснить, почему те или иные числовые характеристики, которые они изучили на практической работе, наиболее приемлемы для того или иного вида мониторов. Учитель дополняет, корректирует, исправляет учащихся. Результаты заносятся в таблицу. Составление такой таблицы может быть домашним заданием.
Подведение итогов урока

Учащиеся совместно с учителем формулируют основные положения. В качестве подсказки можно использовать итоговый слайд.

Важно подчеркнуть основные функции и возможности Windows:

  • автоматическая загрузка при включении компьютера;
  • обеспечение работы компьютера и других программ;
  • поддержка диалога с пользователем;
  • хранение информации в файлах на дисках компьютера;
  • запуск на исполнение прикладных программ;
  • единый пользовательский интерфейс;
  • многозадачность;
  • средства обмена данными между программами;
  • наличие единой базы шрифтов, используемой всеми Windows-приложениями;
  • поддержка мультимедиа.

В качестве домашнего задания можно задать повторение изученных теоретических вопросов или выполнение заданий контрольных модулей – в том случае, если на следующем уроке учащиеся будут работать в режиме контроля с аналогичными заданиями, которые подготовит учитель.