Информатика. Устройство компьютера

Автор: Масленникова О. Н., Андреева Е. И.

Цель урока
  • Повторить перечень основных узлов и устройство компьютера.
  • Развить навыки работы с различными источниками информации.
  • Развить навыки работы в команде.
Оборудование

Доска, компьютер, мультимедийный проектор, диск «Интерактивный учебник. Информатика», УМК Н. Угриновича «Информатика и информационные технологии. 10–11 классы».

План урока
  • Разминка.
  • Блиц-турнир.
  • Подготовка презентаций, поиск информации.
  • Конкурс команд.
  • Итоги.
Ход урока
Разминка

Заранее участники групп готовят творческие вопросы-задания другим группам; задания могут оформлены как ребусы, кроссворды, тесты. Можно подготовить систему тестов в Excel, средствами flash или использовать другие технологии. Оценивается не только содержание вопросов, но техническая реализация, правильность ответов. Примерный перечень вопросов:

  • Что означает «персональный компьютер»?
  • Что такое «базовая конфигурация ПК»?
  • Какие виды мониторов вы знаете?
  • Что такое разрешающая способность мыши?
  • Чем отличаются оптико-механические и оптические мыши?
  • Какие еще устройства ввода информации в компьютер вы знаете?
  • Какие устройства ввода-вывода образуют простейший интерфейс пользователя?
  • Каким образом функционируют мониторы с электронно-лучевой трубкой? А дисплеи на жидких кристаллах?
  • Что означает выражение «разрешающая способность монитора составляет 1024 × 768»?
  • Какие потребительские параметры мониторов вы знаете?
  • Что такое видеоадаптер? Для чего он предназначен?
  • В чем состоит суть видеоакселерации?
  • Почему компьютер реагирует на нажатие клавиш на клавиатуре сразу после включения?
  • Какая группа клавиш используется для ввода расширенного кода ASCII?
  • Где на клавиатуре расположены функциональные клавиши?
  • Почему манипулятор «мышка» требует для своей работы наличия драйвера? Как работает драйвер мышки?
  • Что такое курсор клавиатуры и курсор мышки? Чем они отличаются?
Блиц-турнир

Учитель демонстрирует практические задания раздела «Архитектура ЭВМ»; команда, давшая правильный ответ за меньшее время, получает дополнительный балл.

Поиск информации, подготовка презентации

Ответ на «домашний» вопрос. Каждая команда получает задание создать за минимальное время небольшую презентацию об одном из устройств и найти ответ на «домашний» вопрос команды-соперника. Домашний вопрос составляется на основании материалов информационных блоков раздела «Архитектурные принципы устройства компьютеров».

Сообщения обязательно содержат иллюстрации, краткие сведения о работе устройств. Информационные ресурсы учащиеся подбирают заранее, могут пользоваться материалами «Открытой информатики», интернет-ресурсами. Оценивается по полноте ответа и разнообразию используемых ресурсов.

Если есть возможность, каждая из групп собирает свой компонент системного блока, подключает периферийные устройства.

Итогом является собранный ПК.

Конкурс команд

Представители команд выполняют задания контрольного модуля «Архитектурные принципы устройства компьютеров».

Команды имеют право воспользоваться двумя подсказками. Наибольшее количество баллов набирает команда, которая за отведенное время решит больше заданий.

Итоги урока

Учитель проводит оценивание команд, выясняет, остались ли вопросы у учащихся; если такие есть, учащиеся отвечают на вопросы одноклассников, учитель дополняет, корректирует при необходимости оценки за урок.

Использование моделей

Все модели мультимедийного издания «Интерактивный учебник. Информатика», связанные с устройством компьютера и периферийных устройств, можно использовать при первоначальном изучении материала. Работу с некоторыми из них в зависимости от уровня подготовки учащихся можно включить в домашние задания, для подготовки сообщений и т. д. На приведенном здесь итоговом уроке модели используются как иллюстративный материал при ответах на вопросы, описании работы и подключении устройств.

Мы рекомендум использовать следующие модели.

Модель «Принцип работы сканера»

Модель позволяет работать как в увеличенном, так и уменьшенном режимах.

Учащиеся должны дать пояснения событиям, реализованных в анимационных сюжетах.

Модель «Память DRAM, SDRAM»

Модель «Работа флэш-памяти»

Модель «Подключение к компьютеру периферийных устройств»

 На итоговом уроке, в качестве одного из заданий командам может быть выполнение заданий игровых модулей «Подключение к компьютеру периферийных устройств».

и игра «Как стать миллионером»

Модели «Как стать миллионером» можно посвятить урок, на котором следует сочетать реальную и виртуальную игру по правилам известной телепередачи. Команды в перерывах между ответами на вопросы должны будут сделать интересное краткое сообщение о новинках на рынке компьютерной техники, технологических решениях и других вопросах информатики и информационных технологиях. Оценивается форма сообщения и содержание. Самые интересные выступления специально поощряются.