Значение простейших в природе и жизни человека. Колониальные организмы
Тема. Значение простейших в природе и жизни человека. Колониальные организмы, 2-й урок в теме 1 «Многообразие животных».
Автор: Козленко А.Г.
Тип урока. Урок – лабораторная работа с актуализацией и закреплением знаний, решением проблемных вопросов и познавательных задач. Использование виртуальной лабораторной работы перед реальной.
Цели урока.
-
Познакомить многообразием простейших, их значением в природе и жизни человека (в т.ч. с инфекционными заболеваниями, вызываемыми этими животными).
-
Продолжить формирование естественнонаучной картины мира при рассмотрении успехи современной науки в решении вопросов, связанных с выяснением причин инфекционных заболеваний.
-
Начать формирование навыков работы с компьютерным курсом «Открытая Биология 2.6», его использования в решении поставленных образовательных задач.
Основные понятия. Инфузории. Споровики. Шизогония (ознакомительно).
Мировоззренческий и развивающий аспекты урока.
-
Продолжить формирование навыков обобщения знаний в виде таблиц, схем; навыков работы с текстом (устным, экранным), изображениями и анимациями как основой для самостоятельного решения задач.
-
Развивать навыки работы с интерактивными моделями как виртуальным отображением реальных процессов и явлений.
-
Отработать навыки внутригруппового взаимодействия при распределении ролей в ходе лабораторной работы.
Оборудование. Микроскопы, культура инфузорий, вата, пипетки, предметные и покровные стекла.
Использование новых информационных технологий. Предметный кабинет, имеющий 2-4 компьютера для работы учеников, и компьютер учителя с интерактивной доской (оптимально – с интерактивными планшетами) и мультимедийным проектором. Интерактивный учебник «Открытая Биология 2.6».
План урока.
Этапы урока
|
Время, мин.
|
Приемы и методы
|
I. Организационный момент
|
3-5
|
Беседа учителя и ответы на вопросы учащихся
|
II. Актуализация знаний
|
3-5
|
Беседа, ответы учащихся на вопросы учителя
|
III. Изучение нового материала
|
5-10
|
Фронтальная работа с учебными рисунками
|
IV. Выполнение лабораторной работы
|
20-25
|
Выполнение работы, состоящей из виртуального этапа (с компьютерной моделью) и натурального эксперимента (с живыми объектами)
|
V. Итог урока. Домашнее задание
|
3-5
|
Рекомендации учителя
|
Урок может быть эффективно проведен при разных вариантах оснащения кабинета. Так, при наличии только мультимедийного проекта виртуальная часть лабораторной работы выполняется фронтально, демонстрацией с компьютера учителя. При наличии интерактивной доски эта часть работы может выполняться учениками у доски, а при наличии интерактивного планшета – отдельными учениками с места повторяться для закрепления навыков приготовления препаратов. При наличии только компьютеров учащихся без интерактивной доски и проектора можно организовать групповое выполнение этого этапа работы, организовав в каждой лабораторной группе (паре) роль «методиста», предварительно отрабатывающего навыки работы с микропрепаратом на виртуальной модели, пока остальные члены группы оформляют отчет лабораторной работе.
I. Организационный момент.
Ознакомление учащихся со структурой и задачами урока, их действиями на разных этапах урока.
II. Актуализация знаний.
Беседа по материалу предыдущего урока, на котором рассматривались особенности строения корненожек и жгутиковых. Целесообразно в качестве материала для беседы использовать рисунки разделов 2.2.1. Саркодовые и 2.2.2. Жгутиковые курса «Открытая Биология 2.6». Помните, что рисунки можно увеличить, кликнув на них.
III. Изучение нового материала.
Ознакомление со строением и размножением инфузорий (по разделу 2.2.4. Инфузории курса «Открытая Биология 2.6»), используется рисунок 2.2.4.1. Внутреннее строение инфузории-туфельки.
Часть нового материала (о споровиках) будет представлена непосредственно в ходе лабораторной работы.
IV. Выполнение лабораторной работы.
Лабораторная работа «Наблюдение многообразия одноклеточных животных»
Ход работы:
-
Оформление бланка лабораторной работы. Ученики оформляют бланк работы в лабораторных тетрадях (по записанному на доске) или знакомятся с выданным. При подготовке учителем распечатанного бланка можно не вносить в него вопросы к заданиям, а сформулировать их непосредственно в ходе работы – по усмотрению учителя. Запись цели лабораторной работы в бланке.
-
Знакомство с питанием инфузорий на модели. Работа с интерактивной моделью (2.2. Питание инфузории): на экране/интерактивной доске выводится модель и последовательность операций в виртуальной лаборатории. Виртуальная работа необходима для предварительной отработки приемов приготовления временного препарата и ознакомления с возможными результатами работы. Если в кабинете развернуты интерактивная доска и планшеты, целесообразно дать отдельным группам учащихся повторно выполнить все операции по приготовлению препаратов.
pic_ph157.jpg
-
Приготовление микропрепарата и его рассматривание. После этого учащиеся выполняют саму практическую часть работы и отвечают в бланке работы на вопрос: «Чем питание инфузории отличается от питания амебы? Чем похоже?».
-
Знакомство с жизненным циклом и строением малярийного плазмодия. Новый материал о споровиках предъявляется в виде интерактивной модели 2.1. Малярия. При работе с нею учитель обращает внимание на сложный жизненный цикл паразита (к этой особенности паразитов подробнее вернется при изучении типа Плоские черви). Работа учащихся с моделью (ее рассматривание, желательно несколько раз) сопровождается текстами, предлагаемыми учителем:
А.И. Куприн. Олеся (цит. по: Куприн А.И. Олеся – М.: Худ. литература, 1984, с. 19.):
«Ровно шесть дней била меня неотступная ужасная полесская лихорадка. Днем недуг как будто затихал, и ко мне возвращалось сознание. Тогда, совершенно изнуренный болезнью, я еле-еле бродил по комнате с болью и слабостью в коленях; при каждом более сильном движении кровь приливала горячей волной к голове и застилала мраком все предметы перед моими глазами. Вечером же, обыкновенно около семи часов, как буря, налетал на меня приступ болезни, и я проводил в постели ужасную, длинную, как столетие, ночь, то трясясь под одеялом от холода, то пылая невыносимым жаром. Едва только дремота касалась меня, нелепые, мучительно-пестрые сновидения начинали играть моим разгоряченным мозгом. Все мои грезы были полны мелочных, микроскопических деталей, громоздившихся… и цеплявшихся одна за другую в безобразной сутолоке.»
2.1. Малярия
Хаусман К. Протозоология (М.: Мир, 1988, с. 94):
«Во время различных войн, происходивших в последние 2000 лет в районе Средиземноморья, малярия унесла, по некоторым оценкам, больше жизней, чем военные действия. Не одна цветущая цивилизация погибла по причине «болотной лихорадки». Это заболевание, якобы вызываемое «дурным воздухом» (Mala aria > Malaria) с болот… многократно приводило к большим эпидемиям.»
Учитель предъявляет вопросы и демонстрирует модель еще раз (вопросы могут быть и включены в бланк работы, но могут и предъявляться с голоса):
«1. Почему приступы малярии (в отличие от большинства других инфекционных болезней) повторяются через постоянные промежутки времени?»
«2. Почему заболеваемость малярией связывалась с «дурным воздухом» с болот? Где, по-вашему, располагались регионы, наиболее подверженные малярии? Покажите на карте, заштриховав такие области.»
Возможна демонстрация учителем модели о питании инфузорий на большом увеличении.
-
Заполнение таблицы «Сравнение Протозой».
Учитель снова демонстрирует рисунок 2.2.4.1. Внутреннее строение инфузории-туфельки и останавливает модель 2.1. Малярия на этапе выхода мерозоитов из клеток печени. Ученики заполняют таблицу в бланке лабораторной работы.
-
Вывод. В качестве вывода предлагается ответить на вопрос: «Как вы думаете, почему инфузории и споровики так сильно отличаются по строению и жизненному циклу?»).
V. Итог урока. Домашнее задание.
Подведение итогов урока, домашнее задание по соответствующей линии учебников.
Заполнение таблицы для двух оставшихся классов (Саркодовых и Жгутиконосцев).
Бланк "Задания для групповой работы учащихся"