Кольчатые черви
Тема. Кольчатые черви.
Автор: Гомулина Н.Н.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока:
-
Закрепить и обобщить знания об особенностях самых простых трехслойных животных с двусторонней симметрией тела, добиться более глубокого осмысления учебного материала.
-
Развивать умения составлять характеристику типа, доказывать приспособленность организмов к среде обитания.
-
Формировать навыки использования интерактивных объектов в качестве учебного материала, извлечения информации из интерактивных моделей и схем.
Основные понятия. Кольчатые черви. Партеногенез. Нефридии. Параподии. Мезодерма.
Мировоззренческий и развивающий аспекты урока. Развивать навыки научного мышления учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы, использовать мультимедийные объекты в качестве учебного материала.
Использование новых информационных технологий. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер; диск «Открытая Коллекция. Биология: животные, 7 класс»(Windows, Linux).
План урока.
Этапы урока
|
Время, мин.
|
Приемы и методы
|
I. Организационный момент.
|
2-3
|
Беседа учителя
|
II. Мотивация учебной проблемы и актуализация опорных знаний
|
5-7
|
Беседа с элементами оценивания
|
III. Обобщение представлений о кольчатых червях, работа с интерактивными моделями
|
12-15
|
Беседа учителя
|
IV. Обобщение знаний. Выполнение тестовых заданий
|
20-25
|
Ответы учащихся у доски
|
V. Итог урока. Домашнее задание
|
2-3
|
Запись на доске
|
I. Организационный момент.
Объяснение цели и структуры занятия, места урока в теме, форм деятельности учащихся на уроке.
II. Мотивация учебной проблемы и актуализация опорных знаний.
Вопросы к учащимся:
-
Назовите основные классы кольчатых червей. (Кольчатые черви делятся на три основных класса: многощетинковые, малощетинковые и пиявки).
-
Охарактеризуйте полость тела кольчатых червей.
-
Какие особенности характерны именно для кольчатых червей?
-
Охарактеризуйте особенности дождевых червей, пользуясь рисунком.
Строение дождевого червя.
III. Обобщение представлений о кольчатых червях, работа с интерактивными моделями
Работа с интерактивной доской (также возможно использование планшета).
-
Систематика кольчатых червей. Пользуясь маркером, выделить основные моменты – наиболее многочисленные систематические группы, рассматриваемые в курсе. Обратите внимание, что в режиме маркера неактивны всплывающие подсказки, и ученику предстоит выделить систематические группы полностью по памяти.
Систематика кольчатых червей
После успешного выполнения задания режим редактирования (Маркер) отключается и модель переводится (с помощью выпадающего списка) из режима перемещения по филогенетическому дереву в режим просмотра описаний. Последовательно, начиная с самого верхнего уровня филогенетического дерева, даются (учениками) описания отдельных групп, которые потом сравниваются с приведенными в модели, учитель выделяет наиболее существенные черты описываемой систематической группы, отмеченные (или не отмеченные) в ответе учащихся; это позволяет сделать оценивание ответов максимально наглядным и обоснованным.
Дополнить работу по систематике и многообразию кольчатых червей можно с помощью интерактивных иллюстраций «Многощетинковые черви», «Пиявки», «Малощетинковые черви». Например, на филогенетическом дереве класс Многощетинковые черви делится на подклассы Сидячие и Бродячие. Хотя этот материал не описывается в учебнике, с помощью интерактивной иллюстрации «Многощетинковые черви» ученики могут выполнить эту задачу (почувствовав себя в известной мере Линнеями).
Многощетинковые черви
-
Работа с моделью «Выращивание дождевых червей». К интерактивной доске вызываются (или работают с места, с использованием интерактивного планшета) учащиеся, которым ставится задача на модели вырастить дождевых червей. Задача сложная, многоступенчатая, которая может быть решена только при ознакомлении с жизненным циклом дождевых червей.
Модель «Выращивание дождевых червей».
Модель «Выращивание дождевых червей», составление наполнителя.
IV. Обобщение знаний. Решение тестовых заданий
Подобраны разнообразные тестовые задания. Рекомендуется вызывать учащихся к доске (также возможно использование планшета) и подробно обсуждать решения.
Тестовое задание «Поясок у кольчатых червей»
Тестовое задание «Зоб дождевого червя»
Тестовое задание «Формирование органов кольчатых червей из мезодермы»
Тестовое задание «Классификация кольчатых червей»
Тестовое задание «Круглые и кольчатые черви»
V. Итог урока. Домашнее задание.
Комментарии учителя по общему ходу урока, работе отдельных учащихся. Домашнее задание на повторение строения кольчатых червей (для актуализации материала перед изучением членистоногих).