Кольчатые черви
Тема. Кольчатые черви.
Автор: Гомулина Н.Н.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: 
- 
Закрепить и 	обобщить знания об особенностях самых простых трехслойных животных с 	двусторонней симметрией тела, добиться более глубокого осмысления 	учебного материала. 
- 
Развивать умения 	составлять характеристику типа, доказывать приспособленность 	организмов к среде обитания. 
- 
Формировать навыки 	использования интерактивных объектов в качестве учебного материала, 	извлечения информации из интерактивных моделей и схем. 
Основные понятия. Кольчатые черви. Партеногенез. Нефридии. Параподии. Мезодерма.
Мировоззренческий и развивающий аспекты урока. Развивать навыки научного мышления учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы, использовать мультимедийные объекты в качестве учебного материала.
Использование новых информационных технологий. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер; диск «Открытая Коллекция. Биология: животные, 7 класс»(Windows, Linux).

План урока.
 
    
| Этапы 				урока | Время, 				мин. | Приемы 				и методы | 
| I. 				Организационный момент. | 2-3 | Беседа 				учителя | 
| II. 				Мотивация учебной проблемы и актуализация опорных знаний | 5-7 | Беседа 				с элементами оценивания | 
| III. 				Обобщение представлений о кольчатых червях, работа с 				интерактивными моделями | 12-15 | Беседа 				учителя | 
| IV. 				Обобщение знаний. Выполнение тестовых заданий | 20-25 | Ответы 				учащихся у доски | 
| V. 				Итог урока. Домашнее задание | 2-3 | Запись 				на доске | 
I. Организационный момент. 
Объяснение цели и структуры занятия, места урока в теме, форм деятельности учащихся на уроке.
II. Мотивация учебной проблемы и актуализация опорных знаний.
Вопросы к учащимся:
- 
Назовите основные 	классы кольчатых червей. (Кольчатые 	черви делятся на три основных класса: многощетинковые, 	малощетинковые и пиявки). 
- 
Охарактеризуйте 	полость тела кольчатых червей. 
- 
Какие 	особенности характерны именно для кольчатых червей? 
- 
Охарактеризуйте 	особенности дождевых червей, пользуясь рисунком. 

Строение дождевого червя.
III. Обобщение представлений о кольчатых червях, работа с интерактивными моделями 
Работа с интерактивной доской (также возможно использование планшета).
- 
Систематика 	кольчатых червей. Пользуясь маркером, выделить основные моменты – 	наиболее многочисленные систематические группы, рассматриваемые в 	курсе. Обратите 	внимание, что в режиме маркера неактивны всплывающие подсказки, и 	ученику предстоит выделить систематические группы полностью по 	памяти. 

Систематика кольчатых червей
После успешного выполнения задания режим редактирования (Маркер) отключается и модель переводится (с помощью выпадающего списка) из режима перемещения по филогенетическому дереву в режим просмотра описаний. Последовательно, начиная с самого верхнего уровня филогенетического дерева, даются (учениками) описания отдельных групп, которые потом сравниваются с приведенными в модели, учитель выделяет наиболее существенные черты описываемой систематической группы, отмеченные (или не отмеченные) в ответе учащихся; это позволяет сделать оценивание ответов максимально наглядным и обоснованным.
Дополнить работу по систематике и многообразию кольчатых червей можно с помощью интерактивных иллюстраций «Многощетинковые черви», «Пиявки», «Малощетинковые черви». Например, на филогенетическом дереве класс Многощетинковые черви делится на подклассы Сидячие и Бродячие. Хотя этот материал не описывается в учебнике, с помощью интерактивной иллюстрации «Многощетинковые черви» ученики могут выполнить эту задачу (почувствовав себя в известной мере Линнеями).

Многощетинковые черви 
- 
Работа с моделью «Выращивание дождевых червей». К 	интерактивной доске вызываются (или работают с места, с 	использованием интерактивного планшета) учащиеся, которым ставится 	задача на модели вырастить дождевых червей. Задача сложная, 	многоступенчатая, которая может быть решена только при ознакомлении 	с жизненным циклом дождевых червей. 

Модель «Выращивание дождевых червей».

Модель «Выращивание дождевых червей», составление наполнителя.
IV. Обобщение знаний. Решение тестовых заданий
Подобраны разнообразные тестовые задания. Рекомендуется вызывать учащихся к доске (также возможно использование планшета) и подробно обсуждать решения.

Тестовое задание «Поясок у кольчатых червей»

Тестовое задание «Зоб дождевого червя»

Тестовое задание «Формирование органов кольчатых червей из мезодермы»

Тестовое задание «Классификация кольчатых червей»

Тестовое задание «Круглые и кольчатые черви»
V. Итог урока. Домашнее задание.
Комментарии учителя по общему ходу урока, работе отдельных учащихся. Домашнее задание на повторение строения кольчатых червей (для актуализации материала перед изучением членистоногих).