Представление числовой информации с помощью систем счисления
Тема. Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Автор: Гомулина Н.Н.
Тип урока. Комбинированный урок.
Цель урока:
- cформировать у учащихся понимание систем счисления;
 
- cформировать у учащихся представление о переводе чисел в десятичную систему счисления, в двоичную систему счисления, восьмеричную систему счисления, в шестнадцатеричную систему счисления;
 
- cформировать у учащихся понятие о представлении чисел в компьютере. 
 
Основные понятия. Система счисления.
Мировоззренческий аспект урока. Развивать навыки логического мышления учащихся и научный подход к изучению информации.
Оборудование
- интерактивная доска;
 
- компьютер;
 
- диск «Открытая Коллекция. Информатика: модели и процессы, 9−11 классы»(Windows, Linux);
 
- УМК Н.Угриновича «Информатика и информационные технологии. 10–11 классы». М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
 
План урока
| Этапы   урока | 
Время,   мин. | 
Приемы и   методы | 
| I.   Этап актуализации знаний. Мотивация учебной проблемы | 
3 | 
Беседа   учителя | 
| II.   Изложение нового материала. Формирование у учащихся представления о системах   счисления | 
12 | 
Объяснение   учителя | 
| III. Работа с интерактивными   моделями | 
15 | 
Работа   учащихся у интерактивной доски | 
| IV. Первичная проверка   усвоения знаний. Рефлексия | 
15 | 
Работа с   тестовыми заданиями, проектируемыми на доску | 
| V. Домашнее   задание | 
1 | 
Запись на   доске | 
I. Этап актуализации знаний. Мотивация учебной проблемы
Числа записываются с использованием особых знаковых систем, которые называются цифрами.
Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
II. Изложение нового материала. Формирование у учащихся представления о системах счисления

Хорошо подобранные в коллекции иллюстрации помогут дать представления о различных системах счисления.
В двоичной системе счисления основание равно 2, а алфавит состоит из двух цифр (0 и 1). В коллекции имеются интерактивные модели, которые помогут понять, как записываются числа в этой системе счисления. Объяснение учителя может быть кратким, чтобы учащиеся уже у доски смогли выполнить несколько заданий. Рекомендуется более подробно осветить вопрос об использовании двоичной системы счисления в технике.

III. Работа с интерактивными моделями
Работа с интерактивными моделями проводится с приглашением к интерактивной доске нескольких учащихся.
Интерактивная модель «Перевод чисел из десятичной системы в двоичную»


Интерактивная модель «Перевод числа из двоичной системы в десятичную»

Анимация перевода чисел из двоичной системы в десятичную «Схема Горнера»

Интерактивная модель «Переход из одной системы счисления в другую»


IV. Первичная проверка усвоения знаний. Рефлексия
Проверка проводится с использованием интерактивных заданий, подобранных в Коллекции по данной теме.
Данные задания могут быть как самые простые:

так и сложные:


Учащиеся формулируют новые понятия, изученные на уроке. После обсуждения темы на интерактивную доску выводится итоговый плакат и проводится фронтальный опрос.
