Архивация данных.
Автор: Масленникова О. Н., Андреева Е. И.
Цели урока
- Изучить проблемы, возникающие при хранении и передаче информации.
 
- Ознакомиться с классификацией и принципами работы архиваторов.
 
- Научиться пользоваться различными архиваторами.
 
- Научиться конспектировать необходимый лекционный материал.
 
Оборудование
Доска, компьютер, мультимедийный проектор, диск «Интерактивный учебник. Информатика», УМК Н. Угриновича «Информатика и информационные технологии. 10–11 классы».
План урока
- Организационный момент.
 
- Объяснение нового материала. Лекция.
 
- Опрос с целью оценки усвоения материала.
 
- Практическая работа.
 
- Подведение итогов.
 
Ход урока
Учитель обозначает проблему, с которой связана необходимость архивации данных. В ходе рассказа задает вопросы учащимся: об известных им носителях информации, их информационных объемах,  говорит об информационной революции, тем самым обозначая проблему хранения информации. Можно вместе с классом обозначить возможные пути решения проблемы: разработка новых носителей информации, алгоритмов сжатия, хранения, передачи информации. Рассматриваются более подробно эти вопросы и рассказывается о файловых архиваторах и компрессорах, степени сжатия информации. Рассказ учителя сопровождается подготовленными им информационными слайдами, на основании которых учащиеся составляют опорный конспект.
В качестве домашнего задания учащиеся должны дополнить свои конспекты информационными блоками мультимедийного издания «Открытая информация», подготовить на их основе информационные слайды.
Второй вариант работы с информационными объектами диска – распечатать информацию, раздать группам учащихся и попросить их дополнить выступление учителя.
Краткое тестирование усвоенный знаний проводится по материалам тестовых модулей диска:
Практическая работа
Учащиеся изучают приемы работы с архиваторами, создают архивы, распаковывают. Учащиеся должны определить степень сжатия различными архиваторами разных типов файлов, освоить основные приемы работы с программами. Отчет о работе выполняется в виде таблиц:
1. Сравните процент сжатия файлов архиваторами  ZIP, RAR и 7-Zip:
| 
   
 | 
 Размер файла до сжатия, кб 
 | 
 Процент сжатия файла программой-архиватором 
 | 
| 
 ZIP 
 | 
 RAR 
 | 
 7-Zip 
 | 
| 
 Текстовый   документ MS Word (*.doc) 
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
| 
 Графический   файл *.bmp 
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
 
2. Сравните эффективность сжатия файлов архиватором RAR:
| 
 Тип файла 
 | 
 Размер файла до архивации, кб 
 | 
 Размер файла после архивации, кб 
 | 
| 
 Текстовый   документ MS Word (*.doc) 
 | 
   
 | 
   
 | 
| 
 Текстовый   файл Adobe Acrobat (*.pdf) 
 | 
   
 | 
   
 | 
| 
 Электронная   таблица MS Excel (*.xls) 
 | 
   
 | 
   
 | 
| 
 Презентация   MS PowerPoint (*.ppt) 
 | 
   
 | 
   
 | 
| 
 Графический   файл *.bmp 
 | 
   
 | 
   
 | 
| 
 Графический   файл *.jpg 
 | 
   
 | 
   
 | 
| 
 Аудиофайл *.mp3 
 | 
   
 | 
   
 | 
| 
 Видеофайл *.avi 
 | 
   
 | 
   
 | 
 
Итоги урока
Совместно с учащимися заполняется сравнительная таблица по работе различных архиваторов.
Формулируется домашнее задание: знать теоретический материал, изученный на уроке, дополнить конспект материалами «Открытой информатики», отработать навыки работы с различными архиваторами.