Защита информации

Автор: Масленникова О. Н., Андреева Е. И.
Цель урока
  • Ознакомить учащихся с необходимостью защиты информации.
  • Ознакомить учащихся с юридическими аспектами защиты информации.
  • Ознакомить учащихся с последствиями правовых преступлений.
Оборудование

Доска, компьютер, мультимедийный проектор, диск «Интерактивный учебник. Информатика», УМК Н. Угриновича «Информатика и информационные технологии. 10–11 классы».

План урока
  • Повторение.
  • Лекция: авторское право, компьютерные преступления, уголовные наказания за компьютерные преступления.
  • Опрос с целью оценки усвоения материала.
Ход урока

Этот урок может быть интегрирован с уроком обществознания. Целесообразно поручить учащимся подготовить презентацию, сопровождающую рассказ учителя.

Повторение

Учащимся раздаются вопросы на повторение: предмет информатики, развитие средств обработки информации, информатизации и его роль в обществе, виды информации, с которой работает компьютер, технические и программные средства защиты информации.

Для подготовки учащиеся могут использовать информационные ресурсы разделов «Информатика и информация» и «Информационная безопасность».

Учитель обращает внимание на средства, применяемые для защиты доступа к информации, хранимой на их компьютерах. Акцентирует внимание на объектах авторского права: программах и файлах с данными.

Лекция

Примерный план лекционного материала может быть следующий:

1. Авторское право. Его суть и законодательные акты: Конституция Российской Федерации; закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»; закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; Уголовный кодекс Российской Федерации (уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав). Рассказывает учитель обществознания.
2. Предмет авторского права в применении к компьютерной информации.
3. Виды нарушений авторского права и другие компьютерные преступления.
4. Уголовное наказание за компьютерные преступления (рассказывает учитель обществознания).
Опрос

Учащиеся выполняют задания практических модулей раздела «Информационная безопасность» мультимедийного издания «Интерактивный учебник. Информатика».

Используя информационный материал подраздела «Правовая охрана информации: мера наказания за компьютерные нарушения», выделяют наиболее опасные преступления.

Домашнее задание: знать, на какие группы можно разделить по юридическому статусу программы, в чем различие между ними, какие методы защиты информации существуют, уметь устанавливать ПО и деинсталлировать его. Дополнительное задание: познакомиться с понятием цифровой подписи и программой PGP.