Магнитное поле катушки с током. Соленоид. Электромагниты.

Тема. Магнитное поле катушки с током. Соленоид. Электромагниты.

Автор: Гомулина Н.Н.

Цель урока. Познакомить учащихся с электромагнитами.

Основные понятия. Магнитное поле катушки с током. Соленоид. Электромагниты.

Демонстрационный материал. Соленоид, катушки разных размеров. Приборы для наблюдения магнитного поля катушки с током.

Самостоятельная деятельность учащихся. Выполнение лабораторной работы «Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током».

Мировоззренческий аспект урока. Развивать навыки логического мышления учащихся и поиска причинно-следственных связей.

Использование новых информационных технологий : В качестве дополнительного иллюстративного материала, показ иллюстраций, моделей м ультимедийного курса «Открытая Физика 2.6. Часть 2», материалы из раздела «Магнитное поле».

 

План урока.

Этапы урока Время, мин Приемы и методы
I . Этап актуализации знаний 2 Беседа учителя
II. Формирование умений и навыков. Выполнение лабораторной работы. Обработка и оформление результатов лабораторной работы. Анализ полученных результатов 18   Выполнение учащимися виртуальной лабораторной работы  
III. Первичная проверка усвоения знаний. Рефлексия. Общее обсуждение результатов работы, свойств соленоида и сравнение со свойствами полосового магнита. Анализ интерактивной модели «Магнитное поле соленоида». Видеофрагмент «Промышленный электромагнит» 18 Сообщение учителя. Сообщение учащихся
I V. Выводы из работы 2 Сообщение учителя
V . Домашнее задание. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению 5 Запись на доске

 

 

Этап актуализации знаний. Каким образом можно визуально убедиться в существовании магнитного поля? Какое магнитное поле около катушки с током?

Основное содержание урока.

Демонстрационный эксперимент. Показать существование магнитного поля вокруг проводника с током, соленоида с помощью металлических опилок, используя специальные экраны из оргстекла.

Рис. Магнитные линии магнитного поля представляют собой замкнутые кривые, охватывающие проводник.

Показать анимацию, а затем реальный физический эксперимент

Рис. Вокруг катушки с током имеется магнитное поле, которое можно обнаружить с помощью металлических опилок.

Показать реальный эксперимент на оргстекле. Затем учащиеся самостоятельно данный эксперимент проводят фронтально.

Рис. Вокруг катушки с током имеется магнитное поле, которое можно обнаружить с помощью металлических опилок.

Учащиеся должны сделать вывод в результате лабораторной работы: «Магнитное поле соленоида похоже на магнитное поле полосового магнита».

Магнитное поле

Полосовой магнит

Соленоид

Из северного полюса полосового магнита магнитные линии выходят.

В южный полюс полосового магнита магнитные линии входят.

Из северного полюса соленоида магнитные линии выходят. Северный полюс подключен к «+».

В южный полюс соленоида магнитные линии входят. Южный полюс подключен к «–».

Учащиеся получают свойства соленоида экспериментально.

Свойства соленоида:

  1. При увеличении силы тока действие магнитного поля соленоида увеличивается, а при уменьшении ослабляется.

  2. Если взять катушку с большим числом витков, то магнитное действие соленоида увеличивается.

  3. Если вставить железный сердечник в соленоид, то это усиливает магнитное действие соленоида.

После проведения фронтальной работы проводится анализ интерактивной модели 1.11. «Магнитное поле соленоида» .

Рис. Как влияет увеличение силы тока в соленоиде на магнитные линии?

Рис. Изображение магнитного поля соленоида с помощью опилок.

Видеофильм. Промышленный электромагнит.

Ответ на вопросы.

  1. Что такое соленоид?

  2. Как можно увеличить магнитное поле соленоида?

  3. Как можно уменьшить магнитное поле соленоида?

  4. Что называют электромагнитом?

  5. Какой полюс магнитной стрелки будет отталкиваться от конца соленоида, подключенного к положительной клемме источника постоянного тока.

  6. Какой полюс магнитной стрелки будет отталкиваться от конца соленоида, подключенного к отрицательной клемме источника постоянного тока.

  7. Как располагаются силовые линии магнитного поля внутри соленоида?

Выводы из работы.

Домашнее задание.

Творческое задание. На аккумуляторе не оказалось обозначений «+» и «–». Придумайте несколько способов, как это можно определить.

Подготовка презентаций в мультимедиа библиотеке для обобщающих уроков во внеурочное время.

Примерные темы:

  1. Электромагниты.

  2. Использование электромагнитов в технике.

  3. Телеграфный аппарат Морзе.

Портфолио ученика. Презентация в редакторе мультимедиа библиотеки, работа со средствами Microsoft Power Point , Microsoft Word .