Химическая реакция

Тема. Химическая реакция.

Автор: Козленко А.Г.

Тип урока. Урок проверки знаний (итоговый урок по теме); индивидуальная работа: стационарный/мобильный компьютерный класс с подключением к Интернет и мультимедийный проектор.

Цели урока.

  1. При подготовке к экзамену проверить уровень усвоения знаний и умений по теме «Химическая реакция».

  2. Решать задачи морально-психологической подготовки к экзамену, формировать устойчивость к стрессовым ситуациям.

  3. Формировать умения работы с онлайн-сервисом College.ru, в частности – серьезного отношения к компьютерной форме предъявления тестовых заданий и эффективности работы с вариантами тестов.

Основные понятия. Термины по теме «Химическая реакция».

Мировоззренческий и развивающий аспекты урока. Повышение эффективности работы с электронными пособиями, более качественное использование их достоинств и возможностей.

Использование новых информационных технологий. Мобильный компьютерный класс с подключением к Интернет, карты доступа к онлайн-сервису College.ru, мультимедийный проектор.

План урока.

Этапы урока

Время, мин.

Приемы и методы

I. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы

5-7

Беседа учителя

II. Знакомство с онлайновым сервисом College.ru. Работа со справочными материалами, тренажером и симулятором

7-9

Объяснение учителя, демонстрация навигации и приемов работы с онлайновым сервисом College.ru.

III. Домашнее задание

1-2

Рекомендации учителя

IV. Регистрация и вход на сервис College.ru. Самостоятельная работа

25-30

Онлайновое тестирование

 

Данная тема – первая в 11 классе законченная тема (по программе О.С. Габриеляна, базовый уровень), потому именно на ее примере рассматриваются возможности использования онлайн-сервиса College.ru для организации повторения и закрепления материала темы и подготовки к Единому государственному экзамену.

Организационно наиболее эффективным является вариант организации занятия, при котором учитель предварительно регистрирует учащихся на сайте сервиса College.ru с помощью формы электронных таблиц Microsoft Excel (рис.1.), а на уроке учащиеся получают доступ к сервису с помощью карт доступа и подтверждают регистрацию в разделе своего учебного заведения и класса (группы).

Рис. 1. Учительский раздел College.ru: форма для массового добавления учащихся

 

Учитель готовит небольшую презентацию о месте темы в курсе и в структуре ЕГЭ, особенностях выполнения заданий по этой теме в предыдущем году (в данном плане урока – по итогам ЕГЭ по химии 2010 года), о типах заданий и способах их выполнения в электронном варианте (а также о полуавтоматической проверке заданий группы С).

I. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы

Краткое напоминание о форме проведения Единого государственного экзамена, структуре работы, типах заданий и заполнении бланка ЕГЭ. Конкретизация по рассмотренной теме (таблицы 1 и 2).

Таблица 1. Тема «Химическая реакция» в кодификаторе ЕГЭ.

1.4

 

Химическая реакция.

1.4.1

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

1.4.2

Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения.

1.4.3

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.

1.4.4

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов.

1.4.5

Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.

1.4.6

Реакции ионного обмена.

1.4.7

Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.

1.4.8

Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

1.4.9

Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).

1.4.10

Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии.

 

Таблица 2. Задания ЕГЭ, включающие вопросы темы «Химическая реакция» (по спецификации экзамена).

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды проверяемых элементов содержания по кодификатору

Коды требований

Уровень сложности задания

Макс, балл за вы-пол-нение задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

21

А21

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

1.4.1

2.2.8

Б

1

2

22

А22

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.

1.4.3

2.4.5

Б

1

2

23

А23

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов.

1.4.4

2.4.5

Б

1

2

24

А24

Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.

1.4.5

1.1.1

1.1.2

1.2.1

Б

1

2

25

А25

Реакции ионного обмена.

1.4.6

2.4.4

Б

1

2

26

А26

Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.

1.4.7

2.2.4

Б

1

2

27

А27

Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

1.4.8

2.2.5

Б

1

2

32

В2

Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

1.3.2

1.4.8

2.2.1

2.2.5

П

2

5-7

34

В4

Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.

1.4.7

2.2.4

П

2

5-7

36

В6

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии.

3.4 1.4.10

2.3.4 2.4.4

П

2

5-7

41

С1

Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

1.4.8

2.2.5 2.4.4

В

3

10

 

Анализ выполнения заданий этой группы в 2010 г. приведен в таблице 3.

Таблица 3. Процент выполнения заданий темы «Химическая реакция» по результатам сдачи ЕГЭ по химии в 2010 г.

Проверяемый элемент содержания

Средний процент выполнения

базового

повышенного

высокого

1.

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

75%

2.

Скорость реакции, её зависимость от различных факторов

64%

3.

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие

49%

4.

Электролитическая диссоциация в водных растворах. Электролиты

65%

5.

Реакции ионного обмена.

74%

6.

Гидролиз солей. Среда водных растворов

69%

47%

7.

Реакции окислительно-восстановительные

74%

60%

51%

8.

Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)

55%

9.

Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило В. В. Марковникова

48%

Как видно из таблицы, большинство заданий базового уровня сложности успешно выполнены экзаменуемыми (64%–75%; для сравнения: задачи высокого уровня сложности по элементу содержания «Взаимосвязь органических веществ» выполнили правильно 26% сдававших экзамен, «Расчеты продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси)» – 24%). Наиболее проблемными для выполнения оказались задания, проверяющие сформированность знаний о химическом равновесии реакционных систем. Экзаменуемые успешно выполнили задания, которые проверяют знания об окислительно-восстановительных реакциях. Это указывает на сформированность умений определять степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель, составлять электронный баланс и на его основе расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.

Знания о гидролизе солей проверялись заданиями базового и повышенного уровней сложности. Прочное овладение базовым умением определять среду раствора соли на качественном уровне отмечено у 69% экзаменуемых. При выполнении заданий повышенного уровня необходимо было раскрыть сущность процесса гидролиза. Это умение сформировано лишь у выпускников с хорошим уровнем подготовки (80%).

II. Знакомство с онлайновым сервисом College.ru. Работа со справочными материалами, тренажером и симулятором

Знакомство с сервисом: демонстрация учителя через мультимедийный проектор (презентация или реальные переходы по сервису College.ru; презентация предпочтительнее, ее можно быстро подготовить из иллюстраций к этому уроку).

А. Учебные материалы.

Демонстрация учителем учебных материалов: конспекты, плакаты, модели. Навигация.

Рис. 2. Конспекты по химии

Рис. 3. Пример конспекта

Рис. 4. Пример конспекта с интерактивной моделью

Рис. 5. Решение задач с возможностью свернуть/развернуть решение

Рис. 6. Таблица типов реакций

Рис. 7. Пример учебного плаката

 

Б. Тренажер и экзамен.

Демонстрация режимов, отличий между ними (режим тренажера демонстрирует правильность выполнения задания, а также позволяет получить подсказку-комментарий в случае неправильного ответа и повторить выполнение задания, но НЕ позволяет ответить на вопрос снова после просмотра решения).

Демонстрация разных типов заданий: А – выбор одного правильного ответа, В1-В5 – установление соответствия, В6-В8 – множественный выбор, В9-В10 – ввод числа, С1-С5 – свободный ввод (задачи с полуавтоматической проверкой на онлайн-сервисе).

Нужно показать на примере тренировочных заданий, как выглядит тренажер, отдельные типы заданий и система работы с ними. На задании линии С показать, как выполняется полуавтоматическая проверка заданий.

Рис. 8. Задание группы А (А21) с решением

Рис. 9. Задание группы А (А24) с комментарием к неверному выбору

Рис. 10. Задание В4 (установление соответствия) после проверки ввода решения

Рис. 11. Задание В4 – развернутое решение

Рис. 12. Задание В6 (выбор нескольких вариантов ответа)

Рис. 13. Задание С1: ввод решения

Рис. 14. Задание С1: проверка и выставление балла

Рис. 15. Статистика прохождения теста отдельным учащимся

Рис. 16. Анализ выполнения работы по линиям заданий

Рис. 17. Журнал работы пользователя

III. Домашнее задание.

Повторить §§1-19 по учебнику О.С. Габриеляна Химия. 11 класс. Базовый уровень.

IV. Регистрация и вход на сервис College.ru. Самостоятельная работа.

Как видно из таблицы 2, суммарное время выполнения заданий по данной теме – около 40 минут. Однако в связи с тем, что многие ученики не очень серьезно относятся к электронной форме предъявления заданий, реальное время выполнения этих заданий, как показывает опыт, значительно ниже теоретического.

Важно подчеркнуть главную особенность этой самостоятельной работы – в ней нет необходимости списывать или как-то иначе пытаться обмануть систему: ЕГЭ проверит не такое умение, а чистое знание. Онлайновый сервис выполняет в данном случае функцию тренажера, позволяющего скорректировать ответ при неуверенности в правильном решении.

Учащиеся получают карты доступа к онлайновому сервису и адреса электронной почты, под которыми они зарегистрированы. Они входят на сервис по адресам электронной почты и кодам, подтверждают свои данные и приступают к выполнению указанного учителем тренировочного варианта.

На доске/экране проектора приведены номера заданий по данной теме. Ученики выполняют предложенный учителем вариант тренировочного блока (возможна работа по вариантам или все выполняют одно из тренировочных заданий). По звонку нужно нажать кнопку «Закончить» и подтвердить завершение работы.

После занятия.

В результате учитель получает (и обсуждает на следующем занятии с учениками, демонстрируя полученные учениками результаты) общую статистику выполнения заданий, процент выполнения заданий разных типов по данной теме. Можно обсудить разные стратегии сдачи ЕГЭ, чтобы у учеников был выбор удобного для них лично подхода, который можно будет проверить на вариантах экзаменационных работ сервиса College.ru (по каждому году доступны 5 тренировочных и 5 экзаменационных вариантов работ). Важно обратить внимание на то, что простой способ смошенничать – выставить себе максимальные баллы по заданиям части С независимо от выполнения самих заданий (в каждом классе найдется кто-то, кто додумается до такого подхода) – не позволяет реально подготовиться к сдаче экзамена, где сжульничать невозможно, и потому надо подходить к электронному тренажеру как средству тренировки максимально внимательно.

Рис. 18. Статистика по ученикам в сравнении с минимальным и средним баллами.