| 1. | В котором часу Вы встаете без будильника? | До 6 утра |  | 
 В 6-8 час |  | После 8 час. 
 
 |  
 
 | | 2. | В котором часу Вы бы встали сами, если бы у Вас была такая возможность? | В 5-7 час. |  | 
7-8 час. |  | 8-9 час. |  | После 9 час. 
 
 |  
 
 | | 3. | Хотелось бы Вам поспать днем? | Да |  | 
Нет 
 
 |  
 
 | | 4. | Страдаете ли Вы, когда Вас будят? | Да |  | 
Нет 
 
 |  
 
 | | 5. | Злитесь ли Вы, если Вам приходится вставать одному? | Да |  | 
Нет 
 
 |  
 
 | | 6. | Вы с аппетитом завтракаете? | Да |  | 
Нет 
 
 |  
 
 | | 7. | Когда Вы начинаете чувствовать послеобеденную усталость? | В 14-15 час. |  | 
В 15-16 час. |  | В 16-17 час. 
 
 |  
 
 | | 8. | Нравится Вам проводить вечер вне дома? | Да |  | 
 Нет 
 
 |  
 
 | | или за телевизором? | Да |  | 
 Нет 
 
 |  
 
 | | или лучше пораньше лечь спать? | Да |  | 
 Нет 
 
 |  
 
 | | 9. | В котором часу вечером Вы чувствуете усталость? | До 21 час. |  | 
В 21-23 час. |  | После 23 час. 
 
 |  
 
 | | 10. | Вы поздно идете спать? | Да |  | 
Нет 
 
 |  
 
 | 
  
Биологические часы. Помогу себе сам.
Из теста Вы уже поняли, кто Вы  жаворонок или сова. Оба типа, равно как и смешанный, считаются совершенно нормальными явлениями реальной жизни. Ориентация биологических ритмов людей заложена при рождении и зависит от работы многих функциональных систем организма, прежде всего ферментной. Поэтому не стоит корить себя, что Вы не в состоянии рано встать и сразу начать продуктивно работать, как Ваш коллега или знакомый. Или наоборот, Вам сложно засиживаться допоздна за работой уже просто по той причине, что Вы в это время дня уже плохо что-то воспринимаете и не можете больше так же эффективно работать, как в утренние часы. Надо подчеркнуть, что смена активных и пассивных фаз дня для обоих типов имеют одинаковый характер. Различие заключается  во времени начала первой активной фазы. На графике приведены усредненные графики распределения дневной активности для жаворонков и для сов.
Поскольку Вы уже выяснили из Теста 6  кто Вы по ориентации своих биологических часов, то вопрос сводится к тому, как наиболее эффективно использовать свои биологические особенности.
 Упражнение
 
Упражнение
Вспомните свой обычный рабочий день и ответьте письменно на следующие вопросы:
- Когда Вы начинаете чувствовать усталось в течение обычного рабочего дня?
- Когда Вам просто необходимо сделать небольшую паузу в работе, чтобы снять усталость?
- Когда Вы чувствуете взлеты работоспособности и интеллектуальный подъем?
- В какое время дня Вы чувствуете себя почти неспособным к работе?
- В какое время Вы можете заниматься рутинной механической работой, но не в состоянии сконцентрироваться и принять важное решение?
Постройте следующий график. По оси «Время» отложите Ваши часы работы. По оси «Готовность к работе» отложите в процентном отношении Вашу готовность выполнять поставленные задачи. Возьмите за образец График биологической активности, приведенный ниже. Возьмите за 100% готовность принять важное решение, провести важное совещание, успешно выступить с докладом и пр., т.е. пик Вашей интеллектуальной и деловой активности.
Остальные цифры остаются на Ваше усмотрение, т.е. зависят от Ваших личных качеств, способностей и времени дня. Вы должны построить график зависимости Вашей работоспособности как функции времени дня.  
После того, как Вы построили такой график, найдите в Вашем еженедельнике расписание любого рабочего дня. Не забудьте отметить важность, т.е. приоритетность Ваших занятий. Распределите выполнение наиболее важных, приоритетных задач в то время, когда Вы находитетсь на пике Вашей интеллектуальной формы. Задачи, требующие минимума интеллектуальных затрат, выполняйте, когда Вы устали и Ваша работоспособность почти минимальна. В часы, когда Ваша работоспособность достигает 50% от максимальной (очень хороший показатель), планируйте выполнение задач умеренной умственной активности  письма, договоры, контроль за выполнением заданий, телефонные звонки, встречи с коллегами и клиентами.
|  | 
| Работайте по своим биологическим часам, а не против них! |  |